Математика Григория, сына замполита из глухого таежного городка. Басня


Всем, кто был в школе отличником и всем, кто не вылазил из «троек» я предложу простейший математический тест:
 2+2= ?, 22+10=?, 45+74=? 625+300=?
У вас получилось, правда ? Вы решили примеры легко и непринужденно, с затратой мизерных усилий. Это я называю успехом математической науки в начальных классах. Успех звонкий и тотальный. Проведем небольшой ретро-анализ того, как этот успех был достигнут.
   Начинаем учить цифры и делать первые арифметические действия еще в детском садике, причем, участвуют в процессе обучения буквально все окружающие: начиная от близких и дальних родственников, до случайной бабушки, торгующей яблоками возле автобусной остановки. Ребенок пошел в школу, решаемые задачки несколько усложнились ( переход через десяток, таблица умножения), , круг взрослых репетиторов несколько расширился, а их  репетиторский энтузиазм на убыль не пошел отнюдь нисколечко. Часто можно наблюдать картину , когда взрослые энтузиасты натаскивают первоклашек по таблице умножения в самых неожиданных местах : маршрутках, поездах, пляжах, прочее.
ВОПРОС. Ради чего столько потраченных усилий, времени и энтузиазма ? Чтобы ребенок наизусть знал , что 5+7=12, а 8+7=15 ? Нет, конечно. Манипулируя набором счетных палочек и под чутким руководством взрослых. ребенок постигает суть десятичной системы счисления , ее полную глубину. Успех ребенка на этом первичном этапе обучения математики будет иметь два суперважных последствия. 1) Он совершенно другим взглядом увидит мир цифр и чисел. Арифметическую задачку 45+80=? Он будет воспринимать , как 4 пакета с яблоками ( в каждом из которых 10 шт) плюс 8 пакетов плюс еще 5 яблок россыпью. а НЕ две большие кучи яблок, обе - россыпью.( Итого – 145 яблок). 2) Ребенок совершенно готов к самостоятельному плаванию в глубоких водах математической науки. В смысле , в компании со школьным учителем.
А теперь, внимание, гипотетический случай. Отдаленный военный городок где-нибудь в Забайкальской глуши. Ближайшая школа – на расстоянии 350 км., количество детей школьного возраста в гарнизоне – 3, отставной капитан дальнего плавания выполняет функции школьного учителя физкультуры, математики, пения и других предметов. ( В свободное от распития спиртных напитков время). Остальные 15 чел взрослого населения гарнизона в свое свободное от работы время занимаются тем же, чем и отставной капитан – в свободное от уроков время. 
  Семиклассник Григорий, сын замполита части, был вполне успевающим учеником. Он мог легко сосчитать до 20-ти и производить арифметические действия в пределах этого числа  при помощи пальцев рук и ног. Более того, он был самым смышленым среди своих товарищей: именно ему , первому среди учеников , пришла совсем недавно гениальная мысль : совершенно не обязательно во время  решения арифметических  задач снимать обувь с ног ( это было особенно не удобно , когда действие происходило зимой на улице) ! Вместо пальцев рук и ног можно ведь использовать КЕДРОВЫЕ ОРЕШКИ ! Смекалка не подвела парня и чуть позже, когда пришло сообщение о переводе по службе его папы-замполита на Большую землю . В Саратов ! Навстречу цивилизации и нормальной школе ! Парень сообразил взять с собою целый пакет кедровых орешков – надежных помощников .  Навстречу большим, неизвестным и сказочно-загадочным математическим числам !

  А теперь вернемся к нашему математическому тесту. Григорий был морально готов к тому , что в новой школе ему придется столкнуться с примерами уровня сложности 22+10=?, поэтому он готов был бросить в атаку всю мощь своего разума, дабы , когда-нибудь, вычислить вожделенное решение.  Но , чтобы  решить задачку за пару секунд ?? !  Парнишку охватил тихий ужас. А вдобавок, еще и стоящий над головой новый учитель математики, причитающий : «Давай !Давай ! Вон, другие же могут !»  Вечером, дома, после своего первого учебного дня  в новой школе Григорий выслушивал наставления своего отца : « Григорий ! Ты – сын замполита ! Ты – должен !»…

Кто смог дочитать пост до конца, тот  вполне четко смог нарисовать в своем воображении картину того, в какой ситуации очутился Гриша. Полученная картина есть вполне адекватное описание той ситуации в которой находятся ваши дети , «изучающие» английский и от которых требуют выдать «на гора» какой-то результат: "ТЫ - ДОЛЖЕН !" 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Взаимодействие оперативной и долговременной памяти.

Урок 2. Фонетика. Правило комфорта и не комфорта гласных букв..