Математика Григория, сына замполита из глухого таежного городка. Басня
Всем, кто был в школе отличником и всем, кто не вылазил из «троек»
я предложу простейший математический тест:
2+2= ?, 22+10=?, 45+74=?
625+300=?
У вас получилось, правда ? Вы
решили примеры легко и непринужденно, с затратой мизерных усилий. Это я называю
успехом математической науки в начальных классах. Успех звонкий и тотальный.
Проведем небольшой ретро-анализ того, как этот успех был достигнут.
Начинаем учить цифры и
делать первые арифметические действия еще в детском садике, причем, участвуют в
процессе обучения буквально все окружающие: начиная от близких и дальних
родственников, до случайной бабушки, торгующей яблоками возле автобусной остановки.
Ребенок пошел в школу, решаемые задачки несколько усложнились ( переход через
десяток, таблица умножения), , круг взрослых репетиторов несколько расширился,
а их репетиторский энтузиазм на убыль не пошел отнюдь нисколечко. Часто
можно наблюдать картину , когда взрослые энтузиасты натаскивают первоклашек по
таблице умножения в самых неожиданных местах : маршрутках, поездах, пляжах,
прочее.
ВОПРОС. Ради чего столько
потраченных усилий, времени и энтузиазма ? Чтобы ребенок наизусть знал , что
5+7=12, а 8+7=15 ? Нет, конечно. Манипулируя набором счетных палочек и под
чутким руководством взрослых. ребенок постигает суть десятичной системы
счисления , ее полную глубину. Успех ребенка на этом первичном этапе обучения
математики будет иметь два суперважных последствия. 1) Он совершенно другим
взглядом увидит мир цифр и чисел. Арифметическую задачку 45+80=? Он будет
воспринимать , как 4 пакета с яблоками ( в каждом из которых 10 шт) плюс 8
пакетов плюс еще 5 яблок россыпью. а НЕ две большие кучи яблок, обе - россыпью.(
Итого – 145 яблок). 2) Ребенок совершенно готов к самостоятельному плаванию в
глубоких водах математической науки. В смысле , в компании со школьным
учителем.
А теперь, внимание, гипотетический
случай. Отдаленный военный городок где-нибудь в Забайкальской глуши. Ближайшая
школа – на расстоянии 350 км., количество детей школьного возраста в гарнизоне
– 3, отставной капитан дальнего плавания выполняет функции школьного учителя
физкультуры, математики, пения и других предметов. ( В свободное от распития
спиртных напитков время). Остальные 15 чел взрослого населения гарнизона в свое
свободное от работы время занимаются тем же, чем и отставной капитан – в
свободное от уроков время.
Семиклассник Григорий, сын
замполита части, был вполне успевающим учеником. Он мог легко сосчитать до
20-ти и производить арифметические действия в пределах этого числа при
помощи пальцев рук и ног. Более того, он был самым смышленым среди своих
товарищей: именно ему , первому среди учеников , пришла совсем недавно гениальная
мысль : совершенно не обязательно во время решения арифметических
задач снимать обувь с ног ( это было особенно не удобно , когда действие
происходило зимой на улице) ! Вместо пальцев рук и ног можно ведь использовать
КЕДРОВЫЕ ОРЕШКИ ! Смекалка не подвела парня и чуть позже, когда пришло
сообщение о переводе по службе его папы-замполита на Большую землю . В Саратов
! Навстречу цивилизации и нормальной школе ! Парень сообразил взять с собою
целый пакет кедровых орешков – надежных помощников . Навстречу большим,
неизвестным и сказочно-загадочным математическим числам !
А теперь вернемся к нашему математическому тесту. Григорий был морально готов к тому , что в новой школе ему придется столкнуться с примерами уровня сложности 22+10=?, поэтому он готов был бросить в атаку всю мощь своего разума, дабы , когда-нибудь, вычислить вожделенное решение. Но , чтобы решить задачку за пару секунд ?? ! Парнишку охватил тихий ужас. А вдобавок, еще и стоящий над головой новый учитель математики, причитающий : «Давай !Давай ! Вон, другие же могут !» Вечером, дома, после своего первого учебного дня в новой школе Григорий выслушивал наставления своего отца : « Григорий ! Ты – сын замполита ! Ты – должен !»…
Кто смог дочитать пост до конца, тот вполне четко смог нарисовать в своем воображении картину того, в какой ситуации очутился Гриша. Полученная картина есть вполне адекватное описание той ситуации в которой находятся ваши дети , «изучающие» английский и от которых требуют выдать «на гора» какой-то результат: "ТЫ - ДОЛЖЕН !"
Комментарии
Отправить комментарий