Когда в лесу случается пожар
Відповідь #290 : 25 Січень 2018, 11:06:43
Когда в лесу случается пожар, то перед отправкой туда пожарной команды необходимо дать им хотя-бы примерные координаты места стихии. (Лес - большой.) Когда вы пришли к врачу с жалобой на что-либо, он обязательно задаст вопрос о том, что болит и где болит.
Аналогично, поставивши задачу решить проблему освоения иностранного языка ( которая существует) , необходимо сначала определить ее локацию.( Слишком ) Общая формулировка типа «А, эти процессы происходят где-то там, в голове» ничем не поможет. Для решения проблемы необходимо, как минимум, найти то тонкое место в общей системе – туда же и направлять усилия по спасению ситуации.
Первый шаг на этом пути уже сделан – мы уже различаем три разных вида (условно-отдельные территории ) памяти : сенсорная , долговременная и оперативная. Правда, чисто теоретически. Но это уже что-то. Я на том не остановился и представил материал, сравнив его с работой библиотеки - для наглядности и более четкого понимания. Уже лучше. Сегодняшний пост – это попытка пойти еще дальше : привязать абстрактные и чисто теоретические понятия( о существовании которых многие читатели впервые услышали пару месяцев назад ) к реальной и повседневной жизни. Каждого читателя. Что называется, увидеть и пощупать.
(Пример №1)
Менеджер фирмы по установке и эксплуатации холодильного оборудования оказался в Консульстве Гватемалы не случайно. Он пришел за визой - семья решила провести отпуск в этой экзотичной стране. Получил энное количество бланков с красивыми и солидными водяными знаками, удобно уселся за отдельным столиком, заполняет. В какой-то момент его занятие прерывает мобильник – звонит какой-то клиент и жалуется на качество работы, произведенной его бригадой. Разговор – явно не на две минуты. Действия ? Одно из двух : отложить работу по заполнению анкет и обговорить проблему с клиентом или предложить перезвонить позже. Вариант совместить оба действия – исключен. Абсолютно. И это правильно. Но я все же задам наивный вопрос ( ответ на который очевиден) : « Почему ?»
Парень явно не первый раз в своей жизни заполняет анкеты, опыт имеется. А уж тем более, решать конфликтные вопросы с недовольными клиентами – занятие почти привычное, можно сказать. Почему бы и не совместить ? Что мешает ?
( Пример №2 )
Иголка обыкновенная – вещь необходимая в каждом домохозяйстве. (Примерно) один раз в неделю обязательно потребуется что-то пришить-подшить. Случаи – разные , иголки также нужны разные: от самой тонкой до цыганской. Хозяйке предстоит подправить шов на платье любимой куклы дочери -она пытается протянуть нитку в очень маленькое ушко самой тонкой иголки. ( Данная процедура обычно занимает у нее минуту-полторы времени ). В это время муж собирается на важную деловую встречу и не может найти свой любимый галстук в синий горошек. Без помощи жены занятие обречено на неуспех. Ставки( = цена ошибки ) в этом случае не настолько высоки, как в в первом примере. Допустим, жена решила помочь мужу , не прерывая попыток провести нитку через тонкое ушко иголки. На поиск галстука у нее пойдет может минута, а может – и все 10 минут.( Все очень индивидуально , плюс - воля случая). С вероятностью 99% могу утверждать одно: галстук женщина найдет раньше, чем нитка войдет в ушко иголки. Другими словами, каким бы длительным не оказался процесс поиска галстука, весь этот период нитка КАТЕГОРИЧЕСКИ не будет заходить куда надо. Почему ?
…………………
Слово “ВНИМАНИЕ» знакомо всем, слишком хорошо знакомо. Мы его слышим из самого детства каждый день, периодами – много раз на день :
ТАварищииии, попрошу минуточку внимания….
Детиии, будьте внимательны….
Ну какая же ты не внимательная !...
Надо как-то отвлечь его внимание…
…. И частенько попадаем в ситуации , когда оно ( внимание) нас подводит :
Ой, простите, не заметила…
А я ничего не видел\не слышал…
Ой, прости, подруга. Я тебя не узнала….
А слона-то я и не заметил ! ( Как я мог ? )…
Внимание – оно везде и всюду и , как результат, мы понимаем значение этого термина на уровне само собою разумеющегося :
Внимание – это внимание. Какие еще нужны объяснения ?
И если я, все же , настоятельно попрошу отбросить шапкозакидательский настрой и ответить на поставленный вопрос с полной ответственностью, то, скорее всего, получу примерно такой ответ :
Внимание – это концентрация внимания.
Уже лучше ! Но.
Многие должны помнить еще со школьной скамьи фразу : « Масло – масляное». Очень многие учителя ее произносили. Она звучала в тех случаях, когда ученик, не зная сути предмета\темы смогли запомнить энное количество фраз и терминологий. И вот, отвечая на конкретный вопрос, они оперируют всем известным им терминов и фраз в разных вариациях и комбинациях - и так и эдак. Они наивно думают, что отвечают на поставленный вопрос, а на самом деле – этим самым лишь демонстрируют свое Незнание сути поставленного вопроса…
( Подобные явления случаются не только в учебных классах, конечно же. Это называется тавтологией.
Тавтология - повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла. )
Окей. Поставлю свой вопрос по-другому. Что означает «Дети, смотрите на доску внимательно ?» :
А) Смотреть на доску широко открытым взглядом; - Б) немножко прищурившись;
В) С высоко поднятым подбородком; - Г) Исподлобья;
Д) Прямо; - Е) Немножко с полуоборота через левое\правое плече;
Ж) Моргая веками обычно; - З ) Абсолютно не моргая;
И) Дыша ровно и глубоко; - К) Затаив дыхание…
Ответ.
Ни один из пунктов не содержит сколь-нибудь существенной\определяющей информации. Все перечисленные в них показатели – абсолютно второстепенные и третьестепенные.
Вернемся теперь в посольство Гватемалы - к примеру №1 ( в самом начале поста, который ). Случаи с заполнением очень важных анкет не частые в нашей жизни. Он мне понадобился по другой причине: чтобы с его помощью взглянуть на слишком знакомые процессы как бы со стороны смочь увидеть глубину и суть последних. Заполнение важной анкеты – занятие , требующее максимальной концентрации внимания (процентов 95 , не меньше ), решать конфликтные ситуации по телефону – аналогично, но здесь можно обойтись и несколько меньшей степенью концентрации. 80% - хватит. Но не меньше. Приделяя каждому занятию (значительно ) меньше внимания от указанного уровня мы (гарантированно ) получим сбой. Напартачим обязательно ! Это – арифметика. 90%+80% – равно пренамного больше , чем 100%. Совмещая эти два занятия , мы ОБЯЗАТЕЛЬНО напартачим !
!!!
Относительно старенький, пяти лет от роду, компьютер имеет примерно 80 гигабайтов памяти на жестком диске и примерно 4 гигабайта оперативной памяти . При этом он вполне легко справляется если на него одновременно нагрузить выполнение энного количество задач и программ : работает браузер с кучей открытых окон, скайп, раскладываем пасьянс или работаем в ВОРДе, плюс много чего еще. Компьютер - справляется , не подвисает.
Объем всей памяти головного мозга человека – триллионы, умноженные на триллиарды. ПРИ ЭТОМ , выполнить одновременно две задачи из примера №1 – это выше его возможностей. ( он не выполняет задачи, он управляет процессом, естественно ) ! Это есть простое и четкое доказательство того, что :
А) За процессинг осознанных действий человека отвечает не головной мозг в целом, а отдельный его участок . (Отдельный – в ОЧЕНЬ переносном смысле, конечно же ).
Б) Размер этого участка сравним не с аэродромом, а с рисовым зернышком.
Пришло время четко сформулировать, что означает термин «внимание» :
ВНИМАНИЕ – это концентрация ( очень скромных ) возможностей оперативной памяти для решения определенной ( приоритетной ) задачи.
Призыв ко ВНИМАНИЮ означает не что иное, как перераспределение мощностей оперативной памяти в пользу решения определенных задач… за счет других занятий.
(Перераспределение иногда требуется частичное , иногда - кардинальное.В зависимости от ситуации )
От примера специфического – к примерам будничным.
Урок математики. Павел – отличник, он сидит на первой парте и слушает учителя внимательно. В руках у него – кубик Рубика . Он у него часто в руках, простенькая механическая забава для пальчиков помогает справляться с нагрузкой на интеллект. Крутит или просто держит в руках – не важно, главное, что все его внимание направлено на доску. Пальцы работают сами по себе, это занятие поглощает ноль процентов оперативной памяти. Периодически Павел посматривает на кубик - на пару секунд, типа, разминка для глаз – не более. Это – как в окно посмотреть, чтобы не пялиться постоянно на доску. Действие это оттягивает на себя 10% оперативной памяти – абсолютно не критично для ученого процесса, но ооочень помогает физическому самочувствию ученика и , следовательно, собственно учебному процессу.
Соседка по парте Галя. У нее в руках – ручка и никаких посторонних предметов. Ей также тяжело все время пялиться на доску. Взгляд, периодически окидывающий "окружающую местность", вдруг зацепился за браслет на руке подруги:
Стор-стоп-стооп ! Где-то раньше я его уже видела ! …. Точно ! В каком-то каталоге ! Какааая же это фирма ?...
Напрасно вы стараетесь, Марья Ивановна !
Первое представление о размере оперативной памяти обычного человека, надеюсь, получено. Посмотрим, как там у шахматистов с этим делом.
Чемпион мира области по шахматам идет по городскому парку, никуда не спешит, просто гуляет. Сзади его обгоняет девочка на трехколесном велосипеде :
- Дяденькааа ! У вас шнурок развязался .
(Небольшой такой «упс…»***недоглядел, с кем не бывает ? )
- Спасибо, девочка !
Шахматист садится на ближайшую лавочку, чтобы зашнуровать … Тут-то его и настиг «УПС…», который настоящий «упс…» - лавочка оказалась свежеокрашенной. ( Большой лист-предупреждение о том, что лавочка окрашена, кто-то сорвал. Вероятно, для забавы). Никакое футбольное поле чемпиону не помогло. По той причине, что нету у него никакого футбольного поля !
!!! Вот что интересно.
Работники парка, покрасившие лавочку, вероятнее всего, очень далеки от теории о слишком скромном объеме оперативной памяти человека. Но, вывешивая листок с надписью «ОКРАШЕНО» они точно знали, что спасут энное количество штанов и платьев от неприятного инцидента. ( Хозяева которых - школьники и пенсионеры, академики и спортсмены…) Они знали это из опыта повседневной жизни.
Осторожно ! Двери закрываются.
Осторожно ! Суп горячий.
Осторожно ! Ступеньки скользкие.
Не прислоняйся, стена грязная….
Подобные фразы-предупреждения мы также слышим часто. И адресованы они отнюдь не только маленьким деткам. Не так уж и редко эти перестраховки очень уместны и в случаях с школьниками, пенсионерами, академиками и спортсменами. Не раз и не два каждый из нас, взрослых людей , хватался за очень горячую крышку кастрюли. Какие ощущения дает во рту глоток чая\кофе , который всего пару минут назад был кипятком – также все знают. Предлагаю ( очередной раз ) заценить «аэродромные» размеры нашей оперативной памяти. Оценить , что только что заваренный чай очень горячий и требует специальной техники пития , плюс – удерживать это знание в голове на протяжении нескольких минут ( пока длится процесс чаепития ) - это , конечно же , титаническая по объему работа ( в кавычках ), требующая титанических объемов памяти ( в кавычках ). И тут друг вспоминаем :
АААА ! Забыла ребенку ребенку деньги за школьные завтраки передать !...
Через пару мгновений чай обжигает рот изнутри.
……………
Даю точные координаты «лесного пожара» ( см. начало поста ) : мизерный объем оперативной памяти человека. Ключ к пониманию проблемы освоения иностранного языка спрятан здесь же. Останемся на этой территории еще некоторое время. С тем, чтобы за сказанным как можно большее количество людей увидело четкую и ясную картину сути вопроса. И затем пойдем дальше.
Комментарии
Отправить комментарий