Когда в лесу случается пожар

 Відповідь #290 : 25 Січень 2018, 11:06:43


Когда в лесу случается пожар, то перед отправкой туда  пожарной команды необходимо дать им  хотя-бы примерные координаты места стихии. (Лес  - большой.) Когда вы пришли к врачу с жалобой на что-либо,  он обязательно задаст вопрос о том, что болит и где болит.
  Аналогично, поставивши задачу решить проблему освоения иностранного языка ( которая существует) , необходимо сначала определить ее локацию.( Слишком ) Общая формулировка типа «А, эти процессы происходят где-то там, в голове» ничем не поможет. Для решения проблемы необходимо, как минимум, найти то тонкое место  в общей системе – туда же и направлять усилия по спасению ситуации.
 Первый шаг на этом пути уже сделан – мы уже различаем три разных вида (условно-отдельные территории ) памяти : сенсорная , долговременная и оперативная. Правда, чисто теоретически. Но это уже что-то. Я на том не остановился и представил материал, сравнив его с работой библиотеки -  для  наглядности и более четкого понимания. Уже лучше. Сегодняшний пост – это попытка пойти еще дальше : привязать абстрактные и чисто теоретические понятия( о существовании которых многие читатели впервые услышали пару месяцев назад )  к реальной и повседневной жизни. Каждого читателя. Что называется, увидеть и пощупать.

(Пример №1)
Менеджер фирмы по установке и эксплуатации холодильного оборудования оказался в Консульстве Гватемалы не случайно. Он пришел за визой - семья решила провести отпуск в этой экзотичной стране. Получил энное количество бланков с красивыми и солидными водяными знаками, удобно уселся за отдельным столиком,  заполняет. В какой-то момент его занятие прерывает мобильник – звонит какой-то клиент и жалуется на качество работы, произведенной его бригадой. Разговор – явно не на две минуты. Действия ? Одно из двух : отложить работу по заполнению анкет и обговорить проблему с клиентом  или предложить перезвонить позже.   Вариант совместить  оба действия – исключен. Абсолютно.  И это правильно. Но я все же задам наивный  вопрос  ( ответ  на который очевиден) : « Почему ?»
Парень явно не первый раз в своей жизни заполняет анкеты, опыт имеется.  А уж тем более, решать  конфликтные  вопросы с недовольными клиентами – занятие почти привычное, можно сказать. Почему бы и не совместить ? Что мешает ?

( Пример №2 )
Иголка обыкновенная – вещь необходимая в каждом домохозяйстве. (Примерно) один раз в неделю  обязательно потребуется что-то пришить-подшить. Случаи – разные , иголки также нужны разные: от самой тонкой до цыганской. Хозяйке предстоит  подправить шов на платье любимой куклы дочери -она пытается протянуть нитку в очень маленькое ушко самой тонкой иголки.  ( Данная процедура обычно занимает у нее минуту-полторы времени ). В это время муж собирается на важную деловую встречу и не может найти свой любимый галстук в синий горошек.  Без помощи жены занятие обречено на неуспех. Ставки( = цена  ошибки ) в этом случае не настолько высоки, как в в первом примере. Допустим, жена решила помочь мужу , не прерывая  попыток провести  нитку через тонкое ушко иголки. На поиск галстука у нее пойдет может минута, а может – и все 10 минут.( Все очень индивидуально , плюс - воля случая). С вероятностью 99% могу утверждать одно: галстук женщина найдет раньше, чем нитка войдет в ушко иголки. Другими словами, каким бы длительным не оказался процесс поиска галстука, весь этот период  нитка КАТЕГОРИЧЕСКИ  не будет заходить куда надо. Почему ?
…………………

Слово “ВНИМАНИЕ» знакомо всем, слишком хорошо знакомо. Мы его слышим из самого детства каждый день,  периодами – много раз на день :

ТАварищииии, попрошу минуточку внимания….
Детиии, будьте внимательны….
Ну какая же ты не внимательная  !...
Надо как-то отвлечь его внимание…


…. И частенько попадаем в ситуации , когда оно ( внимание) нас подводит :

Ой, простите, не заметила…
А я ничего не видел\не слышал…
Ой, прости, подруга. Я тебя не узнала….
А слона-то я и не заметил ! ( Как я мог ? )…


Внимание – оно везде и всюду и , как результат, мы понимаем значение этого термина на уровне само собою разумеющегося :

Внимание – это внимание. Какие еще нужны объяснения ?

И если я, все же ,  настоятельно попрошу отбросить шапкозакидательский настрой и ответить на поставленный вопрос с полной ответственностью, то, скорее всего, получу примерно такой ответ :

Внимание – это концентрация внимания.

Уже лучше ! Но.
Многие должны помнить еще со школьной скамьи  фразу : « Масло – масляное».   Очень многие учителя ее произносили.  Она звучала в тех случаях, когда ученик, не зная сути    предмета\темы смогли запомнить энное количество фраз  и терминологий. И вот, отвечая на конкретный вопрос, они оперируют всем известным им   терминов и фраз в разных вариациях и комбинациях -  и так и эдак. Они наивно думают, что отвечают на поставленный вопрос, а на самом деле – этим самым лишь демонстрируют свое Незнание сути  поставленного вопроса
 ( Подобные явления случаются не только  в учебных классах, конечно же. Это называется тавтологией.
 Тавтология - повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла. )

Окей. Поставлю свой вопрос  по-другому.  Что означает «Дети, смотрите на доску внимательно ?» :
А)  Смотреть на доску широко открытым взглядом;  - Б) немножко прищурившись;
В) С высоко поднятым подбородком; - Г) Исподлобья;
Д) Прямо;  - Е) Немножко с полуоборота через левое\правое  плече;
Ж) Моргая веками обычно; - З ) Абсолютно не моргая;
И) Дыша ровно и глубоко; - К) Затаив дыхание…

Ответ.
Ни один из пунктов не  содержит сколь-нибудь существенной\определяющей информации.  Все перечисленные в них  показатели – абсолютно второстепенные и третьестепенные.
Вернемся  теперь в посольство Гватемалы - к примеру №1 ( в самом начале поста, который ). Случаи с заполнением очень важных анкет не частые в нашей жизни. Он мне понадобился по другой причине: чтобы с его помощью взглянуть на слишком знакомые процессы как бы со стороны смочь увидеть глубину и суть  последних. Заполнение важной анкеты – занятие , требующее максимальной концентрации внимания (процентов 95 , не меньше ), решать конфликтные ситуации по телефону – аналогично, но здесь можно обойтись и несколько меньшей степенью концентрации.  80% - хватит. Но не меньше. Приделяя каждому  занятию (значительно ) меньше внимания от указанного уровня мы (гарантированно ) получим сбой. Напартачим обязательно ! Это – арифметика. 90%+80% – равно  пренамного больше , чем 100%. Совмещая эти два занятия , мы ОБЯЗАТЕЛЬНО напартачим !

!!!
Относительно старенький, пяти лет от роду, компьютер имеет примерно 80 гигабайтов памяти на жестком диске и примерно 4 гигабайта оперативной памяти  . При этом он вполне легко справляется если на него одновременно нагрузить выполнение энного  количество задач и программ  : работает браузер с кучей  открытых окон, скайп, раскладываем пасьянс или работаем  в ВОРДе, плюс много чего еще. Компьютер  - справляется , не подвисает.
Объем  всей памяти головного мозга человека – триллионы, умноженные на триллиарды. ПРИ ЭТОМ , выполнить  одновременно две задачи из примера №1 – это выше его  возможностей. ( он не выполняет задачи,  он управляет процессом, естественно ) ! Это есть простое и четкое доказательство того, что :

А)  За процессинг осознанных действий человека отвечает не головной мозг в целом, а отдельный его  участок . (Отдельный – в ОЧЕНЬ переносном смысле, конечно же ).

Б) Размер этого участка  сравним не с аэродромом, а с рисовым зернышком.

Пришло время четко  сформулировать, что означает термин «внимание» :

ВНИМАНИЕ – это концентрация ( очень скромных ) возможностей оперативной памяти для решения определенной ( приоритетной )  задачи.

Призыв ко ВНИМАНИЮ означает не что иное, как перераспределение  мощностей  оперативной памяти в пользу решения определенных задач… за счет других занятий.
(Перераспределение иногда требуется частичное , иногда - кардинальное.В зависимости от ситуации )

От  примера специфического – к примерам будничным.

Урок математики.  Павел – отличник, он сидит на первой парте и слушает  учителя внимательно. В руках у него – кубик Рубика . Он у него часто в руках, простенькая механическая забава для пальчиков помогает справляться с нагрузкой на интеллект. Крутит или просто держит в руках – не важно, главное, что все его внимание направлено на доску. Пальцы работают сами по себе, это занятие поглощает ноль процентов оперативной памяти.  Периодически Павел посматривает на кубик -  на пару секунд, типа, разминка для глаз – не более. Это – как в окно посмотреть, чтобы не пялиться постоянно на доску. Действие это оттягивает на себя 10% оперативной памяти – абсолютно не критично для ученого процесса, но ооочень помогает физическому самочувствию ученика и , следовательно, собственно учебному процессу.

  Соседка по  парте  Галя. У нее в руках – ручка и никаких посторонних предметов. Ей также тяжело все время пялиться на доску. Взгляд, периодически окидывающий "окружающую местность", вдруг зацепился за браслет на руке подруги:

Стор-стоп-стооп ! Где-то раньше я его  уже видела ! …. Точно !  В каком-то каталоге ! Какааая же это фирма ?...

Напрасно вы стараетесь, Марья Ивановна !

Первое представление о  размере оперативной памяти  обычного человека, надеюсь, получено. Посмотрим, как там у шахматистов с этим делом.

Чемпион мира  области по шахматам идет  по городскому парку, никуда не спешит, просто  гуляет.  Сзади его обгоняет девочка на трехколесном велосипеде :

- Дяденькааа ! У вас шнурок развязался .

(Небольшой такой «упс…»***недоглядел, с кем не бывает ? )

- Спасибо, девочка !

Шахматист садится на ближайшую лавочку, чтобы зашнуровать … Тут-то его и  настиг «УПС…», который настоящий «упс…» -   лавочка оказалась свежеокрашенной. ( Большой лист-предупреждение  о том, что лавочка окрашена, кто-то сорвал. Вероятно, для забавы). Никакое футбольное поле чемпиону не помогло. По той причине, что нету у него никакого футбольного поля !

!!! Вот что интересно.
Работники парка, покрасившие лавочку, вероятнее всего, очень далеки от теории о   слишком скромном объеме оперативной памяти человека. Но, вывешивая листок с надписью «ОКРАШЕНО» они точно знали, что спасут энное количество штанов и платьев от неприятного инцидента. ( Хозяева которых  - школьники и пенсионеры, академики и спортсмены…) Они знали это из опыта повседневной жизни.

Осторожно ! Двери закрываются.
Осторожно ! Суп  горячий.
Осторожно ! Ступеньки скользкие.
Не прислоняйся, стена грязная….


Подобные фразы-предупреждения мы также слышим часто. И адресованы они отнюдь не только маленьким деткам. Не так уж и редко эти перестраховки очень уместны и в случаях с школьниками, пенсионерами, академиками и спортсменами. Не раз и  не два каждый из нас, взрослых людей , хватался за очень горячую крышку кастрюли. Какие ощущения дает во рту глоток чая\кофе , который всего пару минут назад был кипятком – также все знают. Предлагаю ( очередной раз ) заценить «аэродромные» размеры нашей оперативной памяти.  Оценить , что только что заваренный чай очень горячий и требует специальной техники пития , плюс – удерживать это знание в голове на протяжении нескольких минут ( пока длится процесс чаепития )  - это , конечно же , титаническая по объему работа ( в кавычках ), требующая титанических объемов памяти ( в кавычках ).  И тут друг вспоминаем :

АААА ! Забыла ребенку ребенку деньги за школьные завтраки передать !...

Через пару мгновений чай обжигает рот изнутри.
……………
Даю точные координаты «лесного пожара» ( см. начало поста ) : мизерный объем оперативной памяти человека.  Ключ к пониманию проблемы освоения иностранного языка спрятан здесь же. Останемся на этой территории еще некоторое время. С тем, чтобы за сказанным как можно большее количество людей увидело четкую и ясную картину сути вопроса. И затем пойдем дальше.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Взаимодействие оперативной и долговременной памяти.

Урок 2. Фонетика. Правило комфорта и не комфорта гласных букв..