Так называемый Языковый барьер. Причина и суть этого явления.


                                             Содержание 

Глава 1.  Ультра-радикальная идея господина Вайса.

Глава 2. Несколько слов о (средневековой ) среде, которая оказалась одинаково питательной как для интересной,  но противоречащей самому здравому смыслу идеи мистера Вайса, так и для шарлатанов всех  мастей.

Глава 3. "Учите матчасть !" ... Но где ее взять ?

Глава 4. Виды памяти по срокам хранения информации.

Глава 5. Глубина, на которую предстоит погрузится в матчасть.

Глава 6. Сознание человека. Общее знакомство.

Глава 7 Первые четыре из основных функций Сознания человека : Понимание, Оценка, Решение текущих задач и Воспоминания-систематизация.

Глава 8. Представление системы координат, в которой работают основные субъекты процессов памяти (Долговременная память, Сознание, Оперативная память, Внимание , автоматизм ).

Глава 9. Суть и причина явления, которое называют Языковый Барьер.

Глава 10. Правило 5-ти пальцев или великая сила адекватности.

                                                          Глава первая.

                                         Ультра-радикальная идея господина Вайса.


В музыке есть понятие штриха ( стаккато, легато, нон-легато ). Стаккато - это когда каждая нота играется четко и отрывисто, легато - переход между нотами плавный, ноты типа переходят одна в другую. Хорошо запомнился мне случай из моей музыкальной школы ( я любил баян, хотя и бросил его на втором году обучения ). Разбирали мы очередную простенькую песенку "Ехал казак за Дунай"  и в одном месте был эпизод, где идут подряд пять одинаковых нот одинаковой длины (парнишка  демонстрирует это чередование на 21:30 видео). Уверенно держу баян и уверенно же нажимаю эту ноту пять раз : пам-пам-пам-пам-пам (!). Учитель поправляет : ты не так делаешь, нота берется не одним и тем же пальцем, должно быть чередование: сначала этим, потом - тем, снова этим...Я был очень удивлен. ( Зачем так усложнять ? ) Объяснение мне понравилось. Это нужно для четкости звука (качественного стаккато ) и , во-вторых, так даже легче выдерживать четкий темп: пальцы чередуются, а значит, нагрузка на них перераспределяется и они устают меньше. Все это дает качество игры на музыкальном инструменте.
 - Ты слышал, когда-нибудь, как на свадьбе играют баянисты ?
 - Ну да...
 - А ты заметил, как играют ноты ? У них нет четкого различия между стаккато и легато, вместо этого - всегда что-то среднее и размазанное.
- Ага... Точно ! ))
- Это оттого, что они играют ноты не теми пальцами, которыми нужно, а теми , которыми придется, качество игры в результате ухудшается.
- А почему они не играют ноты нужными пальцами ?
- Потому, что никто не заставляет их это делать. Самоучки они...

И действительно, это только вначале было непривычно менять пальцы при игре той же ноты, привык я к этому сравнительно быстро, эффект от этого приема тоже увидел быстро, в дальнейшем даже кайф какой-то получал от этого. САМОУЧКИ ! На долгие годы вперед у меня это слово ассоциировалось с нечеткой и смазанной игрой баяниста на свадьбе.

  Сейчас я размышляю так. Если представить ситуацию, что я учился игре на баяне самостоятельно (самоучкой ) и при этом мне , допустим, ни разу не посчастливилось подсмотреть, что некоторые баянисты  (почему-то) перебирают пальцами при игре одной ноты. Вопрос : Через сколько лет мне бы пришла мысль в голову, что в подобных случаях правильнее было бы делать вот так ?  НИКОГДА !... наверное.

  Тема представленного случая такова : зачем нам нужны наставники и инструкторы . ( В любом деле ! ) Приведенному примеру отведена отнюдь не второстепенная функция, при дальнейшем повествовании мы сюда еще вернемся. Дабы выделить его поярче, постараюсь прикрепить к нему некий визуальный образ. На очередном примере. Класс спортивной гимнастики. Юная и начинающая гимнастка Надя уверена в том, что во всех ее неудачах виноват учитель, который неправильно объясняет. Очередной раз она не выдерживает и озвучивает свои умозаключения тренеру - в очень категоричной форме. Допустим, тренер пошла на принцип и заявила Наде в ответ примерно такое:

 ОКей ! Дабы оградить твои уши и глаза от моих инструкций ( которые "неправильные" ) отдаю в твое распоряжении  отдельный зал со всеми нужными спортивными снарядами и нужным снаряжением. В твоем зале всегда будет присутствовать другой тренер, функции которой будут строго следующие :
а) твоя безопасность ( работа на подстраховке ),
 б) она будет демонстрировать тебе программу следующих соревнований ( на Кубок губернатора Сумской области ) - как на компьютере, так и собственной персоной; как программу в целом, так и отдельные ее элементы; когда ты скажешь и сколько раз ты скажешь
в) НИКАКИХ больше функций ! Никаких подсказок, инструкций, комментариев и прочего .

А теперь надо ответить на вопрос : Есть ли у Нади теоретические шансы занять на предстоящих соревнованиях какое-нибудь призовое место ? Очевидно, что да. ( Шансы есть всегда.)  Но каким будет путь к этому успеху ? Каждый отдельный элемент программы должен быть отработан на высшем уровне. Достигается это в два этапа. Этап первый: понять, как это делать - головой и прочувствовать как это делать - мышцами. Этап второй : закрепить успех этапа первого путем множества повторов. Помощь наставники и инструкторов особенно ценна на этапе первом. Волшебными палочками они не обладают, но их опыт помогает "стрелять более прицельно", следовательно, благодаря их помощи решение будет найдено быстрее. В два, пять, сто, тысячу раз быстрее - в зависимости от сложности элемента. Сформулирую четко ответ на поставленный вопрос : Шансы у Нади есть, но для этого ей придется приложить в несколько раз больше усилий (в 2, 5, 100, 1000 раз ), чем если бы она занималась в группе под руководством тренера.
____________________________
________________________________

Лет 10 тому назад общался со своей бывшей однокурсницей Машей Сергеевой.  Карьера  Маши складывалась вполне успешно - устроилась на работу в московское представительство какой-то крупной британской компании: сплошные командировки, вся документация и общение исключительно на английском. полное погружение в английский. Упомянул я в нашем разговоре о том, что обучаю своего первоклассника английскому, вообще не испытывая никаких иллюзий по поводу школы на этот счет; ночью и днем сижу в интернете в поисках эффективных методических приемов, материалов и игрушек для освоения грамматики, фонетики и лексики...

 - Грамматики ?! Кому она нужна, эта грамматика ?
 - ??? То есть...
 - Вообще не нужна она! Я тебе это точно говорю. Я смогла свободно заговорить на английском только после того, как выкинула из головы эту грамматику.
 - Как это ?
 - Просто. Просто говоришь на английском о том, что видишь и что представляешь...

Не стал я дальше продолжать тему, потому как был в полном (!) смятении. Я категорически не был согласен с утверждением Маши, но этот ее уверенный и категоричный  тон ! Плюс, в моей памяти тут же всплыло другое подобное высказывание уже от другого знакомого - Машин, примерно, случай. Уже и не помню сейчас , кто был тот другой знакомый, никак не зацепила меня, видать, услышанная от него информация - прошла мимо, как это часто бывает.
 Информация от Маши - совсем другая история. Я имел четкое представление о значимости ее слов, когда и как она шутит, прочее. Мы с ней были вожатыми одного отряда на протяжении трех летних сезонов в одном из подмосковных детских лагерей. Уже после окончания академии был период, когда мы вместе работали в мааааленькой тайваньской компании. Этот период был недолгим: хозяину фирмы (маааленького роста, доброму и всегда улыбчивому тайванцу ) не совсем было комфортно от того, что Маша ( крупного телосложения девушка ) общалась с ним в привычном для себя тоне - громком и немножко командирском. Уволили Машу. Папа Маши - партийный функционер областного уровня в городе Владимир. Была Горбачевская перестройка, пал железный занавес, пошли интенсивные гуманитарные контакты между вчерашними идеологическими и геополитическими соперниками. Маша выиграла областной конкурс среди школьников ( когда таковой еще была ) на знание английского языка. Приз - поездка в Германию. Приложил ли папа свою руку к тому , чтобы дочка победила - никогда мы этого не узнаем. Ребенок, в любом случае, воспринимал этот случай, как свою личную и главную на тот период победу, много мне об этом рассказывала. Зацените метаморфозу. Основа успеха в языковом конкурсе - отличное знание грамматики. Маша прошла весь путь от ( как минимум) уважения грамматики до ее полного отрицания и на финише всего этого процесса получила... свободное владение языком !!!
  Случай очень показательный и имеющий самое непосредственное отношение к проблеме языкового барьера. Много позже , при работе над своей темой "Роскошный комплимент..."  я думал не раз, чтобы привести его в качестве аргумента, но не сделал этого по той причине, что считал его, все-таки, случаем единичным\специфическим.

    Две недели назад щелкнул я  на сайт, давно мне известный, который висел у меня годами в разделе "Избранное" (таковых там сотня,  которые при првом знакомстве показались мне интересными в плане взять качественный материал для своей работы, но до которых "руки не доходят"  ) English Singsing , щелкаю на раздел "Грамматика" и вижу видео под броским названием " Правило 2 суперского английского : НЕ ИЗУЧАЙТЕ правила грамматики!". Автор видео- Joe Weiss. один из руководителей другой он-лайн школы английского, на ютуб-канал которой подписаны 100000 человек. Суть его ролика четко совпадает с названием - 1   категорически не надо изучать (грамматические ) правила английского ! Джо утверждает, что знание этих правил (!!!) и есть та причина, по которой люди, хорошо освоившие грамматические правила, не могут свободно на нем общаться. Обоснование его позиции такое. 2   Мы говорим с определенной скоростью. Составляя в голове предложения, мы первым делом должны загрузить из памяти энное количество соответствующих грамматических правил и это катастрофически замедляет речь человека, прекрасно изучившего правила английской грамматики. Знание правил полезно исключительно для письменного варианта языка (в этом случае мы не ограничены в плане времени ). Логично ? Мой ответ : утверждение господина Джо Вайса абсолютно верно в той части , что загрузка в голову грамматических правил при живом общении замедляет нашу речь. И дело здесь не только в лимите времени, есть еще кое-что другое, убивающее само это общение. Именно этой тематике были посвящены посты 307-312 "Роскошного комплимента" , которые, собственно, и дали старт всему блоку под названием "Языковый барьер. Окончательное решение вопроса. "

 Так бывает, два взрослых неглупых человека видят одно событие, а выводы делают совершенно противоположные. Джо обвиняет в неудаче грамматику, а я утверждаю, что английская грамматика - это ценнейший и полезнейший союзник для любого изучающего английский, который научился с ней обращаться.  Джо не прав,.. как и Маша Сергеева, как и много-много других  талантливых и успешных личностей. Как я уже писал чуть выше, "Правило намба ту..." я встретил на сайте другой он-лайн школы - English Singsing, которая покрупнее будет ( ее ютуб-канал насчитывает 1,7 млн. подписчиков.) Если ее руководители выставляют на своем сайте в разделе "Грамматика" рекомендации от Джо Вайса, значит, они считают их интересными, как минимум. А теперь - вишенка на тортик. В указанном разделе грамматики выставлены порядка четырех сотен видео-рекомендаций от разных именитых учителей разных он-лайн школ и расположены они в конкурентном порядке : чем  большее количество лайков , тем ближе к первому месту. Совет от Джона Вайса - на почетном втором месте ! Что это значит ? Авторы всех роликов записали свои уроки на английском, что естественно. Выставившие свою оценку посетители сайта должны владеть английским на уровне среднего и выше, в противном случае они бы ничего не поняли из увиденного \прочитанного. Достигшие определенного успеха в деле изучения английского студенты среди четырех сотен, наперебой предлагающих свои уроки по английской грамматике, выделяют тот единственный, автор которого, Джо Вайс, утверждает, что ДЕЛАТЬ ЭТОГО НЕ НАДО !

 Вывод простой : мы имеем дело не с частными ( и экстремальными ) мнениями относительно грамматики Маши Сергеевой и мистера Вайса, но с очень распространенным мнением  среди категории людей , от советов которых не так-то просто отмахнуться.

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Грамматика - наравне с лексикой -  есть основой для построения любого предложения. Она нам говорит, какое слово должно стоять в каком месте в предложении, какие суффиксы надо добавлять к словам, какими предлогами, артиклями вспомогательными глаголами и прочим должны сопровождаться слова  для того, чтобы получить нужный и внятный смысл сказанного. Грамматика - это есть набор четких правил, четких инструкций для построения предложений, другими словами. Когда я слышу утверждение какого-либо признанного авторитета, которое сильно противоречит опыту моему собственному ( если таковой имеется ) и здравому смыслу, в таких случаях я НЕ спешу изменять своему опыту и забывать о существовании здравого смысла. Чтобы читатели смогли при оценке идеи  уважаемого господина Джо привлечь свой собственный опыт, я четко передам смысл сказанного им, но  только другими категориями. Мистер Вайс утверждает, что для того, чтобы иметь успехи на соревнованиях по гимнастике, каждая  юная спортсменка должна обязательно поступить как Надя - отказаться от услуг тренера-инструктора. ( Нет, я ничего не перепутал. Убедитесь в этом и прочитайте еще раз совет Джо, я специально выделил его кирпичным фоном  и синим квадратом 1. )

Еще больший интерес представляет обоснование, почему так надо делать ( синий квадрат 2 ), по этой причине моя интерпретация сказанного будет более обширной:
  Если ваша бабушка\мама\свекровь в свое время делились с вами многими своими кухонными рецептами, хитростями и премудростями, то вам на кухню кухню вообще не стоит заходить, потому что, по глубокому убеждению господина Вайса, буквально каждая отдельная манипуляция при жарке блинов, например, ОБЯЗАТЕЛЬНО (!!!) будет сопряжена с извлечением из памяти и обработкой головным мозгом нескольких кубических метров информации ( = тех самых ИНСТРУКЦИЙ, полученных в разное время от разных людей; чтение рецептов - это также инструкции ): где-почему-как-сколько-хранить-добавлять-мешать-жарить-парить и прочее-прочее.  Через полчаса блины готовы, но усталость - как будто двое суток в шахте отработали и "квадратная" голова в придачу. Так должно быть, по утверждению Джо.  Сантехники, кондукторы, врачи, парикмахеры и многие другие профессии и занятия - абсолютно аналогичная ситуация ! Но это еще цветочки. Есть множество других занятий и профессий, где на каждую отдельную операцию\манипуляцию отведено ограниченное количество секунд и даже долей секунд (!) - именно в таком режиме работают спортсмены, музыканты, водители, ловцы блох и многие-многие другие. Действия теннисиста, играющего на большом корте, быстрые и уверенные, практически в каждую долю секунды выполняют свою работу - одновременно ! - мышцы рук, ног, корпуса. За каждым отработанным движением - десятки часов инструкций и наставлений тренеров. Где обещанное г-ном Вайсом жуткое замедление движений спортсмена во время игры? Очевидно, что в реальной жизни страшилки вышеупомянутого товарища не работают. Тем более странно тогда, почему так много лайков получает его идея на очень солидном сайте.

А что, если ? А вдруг ? Принципы работы мозга при управлении двигательными функциями и при управлении речью человека отличаются каким-то кардинальным образом?  Предлагаю выяснить это прямо сейчас. Свой родной язык на базовом уровне мы изучаем в самом детстве. Никакими грамматическими правилами родители не забивают головы своих детей и имеют полный успех. Мистер Вайс приводит этот факт в качестве подтверждения своей теории. Но дело ведь этим не заканчиваются. Дальше дети (европейцы, китайцы, индусы и кенийцы ) идут в школу, где все они изучают правила грамматики. Он утверждает,, что изученные в школе  правила в реальной жизни мы применяем исключительно при письме. Все ли согласны с этим утверждением  ? Истина - она буквально на поверхности. Сравните речь выпускника детского садика и выпускника института. КАК можно не замечать, что в речи студента института предложения более длинные и сложные ? Присутствие в их речи  грамматических конструкций - налицо и при этом - никаких ступоров,  "зависаний" и всяких прочих барьеров. Шах и мат теории уважаемого господина !

С другой стороны, считать знание грамматических правил обязательным условием качественного и красивого языка также не стоит. Огромное количество взрослых , которые в школе особо не напрягались, а в институтах не учились вообще, владеют прекрасным языком. Секрет прост - книжек надо читать много ! Эту же мысль сформулирую шире : Каждый человек успешно овладевает родным языком и на пути к успеху не натыкается ни на какой   языковый барьер. Книжки, которые мы\нам читали, песенки, которые мы\нам пели, стихотворения, которые мы учили - все это было ни чем иным, как набором грамматических конструкций и лексики. Путем многократного повторения мы забивали на уровень подсознания и то и другое с тем , чтобы впоследствии использовать все записанное в режиме автоматизма. В этой части своей теории Джо прав на все 100.

   Водораздел между успехом и фиаско в освоении любого (!)  языка на уровне свободного владения проходит НЕ по линии учил---не учил правила грамматики, а совсем в другом месте : смог---не смог перевести применение грамматических правил (плюс ЛЕКСИКИ !!! ) в режим "на автомате !"

На секунду предлагаю вернуться к утверждению Джо о том, что в раннем детстве  родители не забивают головы своим малышам грамматическими правилами. Утверждение верно отчасти. Без тетрадок, не за партой, не с той интенсивностью, НО - обучают. Малыши поначалу путают лица, времена, падежи, прочее. В подобных случаях старшие иногда - по ситуации - не просто поправляют, но и объясняют, почему надо именно так (= знакомят с грамматическими правилами ). Я с преогромнейшим трудом могу представить ребенка, который ни разу не спросит у взрослого "А почему ?" и также я не не могу представить такую маму, которая ни разу по своей инициативе не объяснит своему чаду почему надо так. В каждом отдельном подобном случае , очередной раз поправив ребенка с использованием падежа, например, мы или добавляем к этому свои объяснения, или нет - положительный результат на финише все равно будет. Факт остается фактом : загружая малышей\школьников\студентов правилами грамматики, мы делаем путь к ихнему успеху более понятным и комфортным и ... более коротким. 
                             
                                                Глава вторая.

Несколько слов о (средневековой ) среде, которая оказалась одинаково питательной как для интересной,  но противоречащей самому здравому смыслу идеи мистера Вайса, так и для шарлатанов всех  мастей.


В наше время информация распространяется в мире с огромной скоростью, буквально - в считанные часы, дни, недели, если она ценная и важная. Быстрее даже, чем COVID-19. 
Обмен идеями и мнениями происходит как посредством всемирной паутины, так и вживую: на уровне конференций, лекций,  отдельных статей и выступлений. Можно с уверенностью говорить о формировании единого информационного пространства и мы все в нем находимся: берем из него ценные идеи и материалы и сами делимся таковыми. В области изучения иностранного языка в явных лидерах оказались две теории : первая - о существовании Языкового Барьера ( на данный период она - в желтой майке лидера )  и вторая - теория Джо Вайса. Присмотритесь немножко внимательнее и вы увидите, что они - абсолютно противоположны по сути ! Проводники первой утверждают, что мы боимся, нервничаем, не уверены в себе по причине, что недостаточно качественно изучили изучили грамматику и лексику, в результате - получаем ступор. Выход из ситуации - более глубокое и качественное изучение тех же грамматических правил и лексики  !!! В результате - бояться и нервничать перестанем, появится уверенность в себе, ступор уйдет и мы свободно заговорим !

     Вы  старательно учили лексику и грамматику на протяжении многих лет. Результат больших усилий -  отсутствие результата. (((  Сторонники теории Джо Вайса вам объяснят причину неудачи: дык не надо было изучать грамматику ! ( При этом эти ребята умолчат о том, что во всем мире сотни миллионов людей пришли к успеху в освоении иностранного языка именно путем изучения той же грамматики !). С другой стороны, в наше время миллионы беженцев и трудовых мигрантов по всему миру оказываются в  ситуации, когда приходится изучать язык не по книжкам, а сразу в боевой обстановке - языковой среде. После года-двух пребывания в языковой среде многим удается заговорить, в то время , как для многих других мучительный процесс растягивается на долгие годы.

   Мирное и длительное (никто из них до сих пор не съел своего соперника ) сосуществование на вершине популярности идеи Джо Вайса и фантазий языковых барьерщиков , на мой взгляд, является ярким свидетельством того, настолько дремучим лесом является область изучения иностранных языков, как таковая. Конкретизирую сказанное.  Представим ситуацию. Бабка-знахарка из глубокой Сибирской деревни соединила в определенной пропорции какие-то травки и состряпала сильное зелье, которое очень эффективно вылечило какую-то злую хворь, чего раньше не удавалось никому. За отсутствием альтернатив, современная медицина радостно взяла зелье на вооружение. Сюрприз ! Неприятный. Одних пациентов зелье лечило, других - калечило. Хворь - злая, новые пациенты были готовы идти на (вполне оправданный ) риск, зелье продолжало применяться, появилась уже серьезная статистика его эффективности. Фифти-фифти ! Шли годы, число сторонников зелья выросло до миллиона, число противников - тоже миллион. И между ними, естественно, идет жаркая дискуссия...

  Происходит ли так на самом деле ? Нет. Так было бы, если бы уровень современной медицины был в каменном веке . К счастью, мы давно уже не там. В наши дни продвижение чудо-зелья сибирской знахарки к массовому применению проходило бы совсем по иному сценарию. Первых двух-пяти-двадцати-двухсот случаев отрицательных результатов вполне хватит для того, чтобы определить, какое имеется негативное побочное влияние лекарства и на какие конкретно органы и системы. А после этого - еще годик-два исследований, анализа и экспериментов, дабы отработать четкий протокол лечения с его помощью всех пациентов, которым зелье не противопоказано, а также - что конкретно является противопоказанием. 

  Не годик и не два бьется над решением аналогичной задачи наука "Психология" . ( Именно ей выпала почетная миссия разбираться в тонкостях протекания процессов памяти человека ). Проходят десятилетия, за этот период миллиарды человек во всем мире изучали иностранный язык по классической схеме - через освоение лексики и грамматики. У сотен миллионов из них - фиаско, а это - богатейший материал для анализа : что, где и когда с изученной грамматикой они сделали не так в отличие от миллионов других, успешных товарищей, знание грамматики которым не помешало, а помогло. Изучают они, изучают , годы проходят, а они все изучают... Бац!  Появляется теория Джо Вайса (А давайте вообще не изучать эту грамматику, нафик ! ). И не просто появляется, а быстро  завоевывает всемирную популярность ! Обратно в каменный век ? К спорам о том, помогает ли зелье сибирской знахарки изучение правил грамматики, или шкодит ? ( Этому спору никогда не будет конца ). В каменный век нас возвращает не господин Вайс, не Маша Сергеева, и не те миллионы изучающих иностранный язык студентов, которые ненавидят грамматику. В каменный век нас возвращает неспособность ученых, вооруженных специфическими знаниями, сложными приборами и целыми исследовательскими лабораториями  докопаться до сути процессов памяти. 

     На всех этапах развития цивилизации люди интересовались окружающим его миром. Давным-давно людей интересовал вопрос : "Земля держится на трех больших китах или, все-таки, на трех огромных слонах ? ", значительно позже, когда все поняли , что киты и слоны здесь ни при чем,  дискуссия вышла на другой уровень : " Земля - плоская, или круглая ?", затем горячие споры пошли на тему : "Совершенно не факт, что Солнце крутится вокруг Земли, передовые ученые доказывают, что - наоборот - Земля крутится вокруг Солнца и при этом она вращается вокруг своей оси ", уже наше поколение было свидетелями споров о том, есть ли жизнь на Марсе .  Совсем недавно мы все увидели фото-снимки планеты, сделанные модулем "Персеверанс" . Впереди - обязательно ! - нас ожидают новые дискуссии. Каждая из указанных дискуссий служит хорошим ориентиром того, на каком уровне развития находилась соответствующая фундаментальная наука на тот период. Если дискуссия полыхает, значит, наука еще не смогла предоставить убедительных доказательств своего видения ( это - минус ), но , с другой стороны, это значит, что общество вплотную приблизилось а решению очередной загадки ( это - плюс ). То есть, чем сложнее предмет дискуссии , тем выше уровень развития соответствующей фундаментальной науки. 

Мы сейчас ведем дискуссию на тему : "Надо, или не надо изучать правила грамматики ?"   
Все смогли оценить уровень фундаментальных достижений науки "Психология" в интересующей нас области ?
Каменный век ! 
Или, все же, средневековье ?    
Впрочем, какая разница ?     

                                                        Глава третья.       

                              "Учите матчасть !" ... Но где ее взять ?

Все мы , наверное, любим складывать пазлы. Многим из нас случилось складывать реально большие из них ( тысяч, эдак, на пять пазлинок ). вся семья\целый офис складывал на протяжении нескольких недель, которые. Процесс складывания огромного пазла проходит примерно так.
Полчаса ушло на то, чтобы расположить все пазлинки лицом наверх на большом столе. Далее - пошла работа.
- Ребята, кто будет находить элементы с шапочкой мухомора, пожалуйста, откладывайте вот сюда !...
 Голова зебры, платье в горошек, которое на принцессе и тому подобное - пазл  начинает собираться с отдельных и самых легких фрагментов. Параллельно с ними собирается рамка\контур пазла. Проходит пару недель, процентов 70 пазлинок - почти на месте (упомянутые мухоморы, зебры . платье и прочие подсказки стали основами больших, но пока еще обособленных фрагментов общей картины; рамка также собрана. ) Почти все пазлинки, на которых можно было различить переход цвета - нашли свое место на одном из образованных больших фрагментов. Дело - к финишу ? Оставшийся кусочек дистанции - легкотня ? Не тут-то было !!! Каждый из оставшихся элементов дается с огромным боем ! Процесс складывания на этом этапе не ускорился. Наоборот ! Почти остановился. Те пазлинки, которые нашли свое место - фактически ! - помогли только самим себе. Оставшиеся же - они фоновые, все на одно лицо. Куда какую ставить ? Самый сложный, самый скучный отрезок работы ! К тому же, любая из поставленных пазлинок может оказаться не на своем месте и тем самым сильно осложнит нашу дальнейшую работу по стыковке в одно целое указанных больших фрагментов -как между собою, так и к построенной рамке. Рано или поздно, но общую стыковку мы произведем ( конечно же, озвучим при этом наше строгое "Но-но-но!" тем элементам, которые оказались не на своем месте) и выйдем на финишную прямую. Самый приятный этап. Нужные элементы находятся достаточно быстро, как бы они ни прятались друг за дружкой своим почти одинаковым видом, общая увиденная картина помогает найти точное место каждого из них. Финиш !

  В области познания процессов памяти наука Психология находится сейчас примерно на этапе , когда все самое явное, легкое и на поверхности которое - уже собрано ( примерно 80% работы ) и процесс застопорился. А что еще хуже - как минимум , одну пазлинку она уже определила в неправильное место. Этой проблеме был посвящен отдельный большой пост №319 на странице 16 "Роскошного комплимента..." ( Пост о сумских курьерах ). Путем многочисленных экспериментов ученые определили, что есть некоторое "НЕЧТО", объем памяти которого составляет 7+\- 2 условных единиц. Но что это такое конкретно - а фиг его знает ! А давайте назовем это "Краткосрочной памятью" ! .... Позже, когда дело дойдет до дела, я продемонстрирую, что это "НЕЧТО" можно с огрооомной натяжкой назвать памятью, при этом, собственно, к сроку хранения информации это "НЕЧТО" не имеет никакого отношения ! То есть, дело не только в неудачной терминологии, но и в отсутствии глубины понимания сути  процессов памяти.  Паззл, собранный на 80 % - это есть НЕ собранный паззл ! Отсюда - и неспособность современной науки сказать свое веское слово в чехарде идей в области изучения иностранных языков. Пользы от нее , как от козла - молока.
    С другой стороны, современная наука вооружена - в техническом смысле - на таком уровне, о чем средневековые ученые даже мечтать не могли. Было сделано много интересных и ярких открытий. Поэтому, точнее ( и честнее !) будет сказать, что современная Психология только одной ногой находится в каменном веке. Где-то и в чем-то она помогает, существенно помогает.

  Целью первых трех глав было описать общую картину того, в каком сейчас состоянии находится область изучения иностранных языков. Полагаю, что можно под этим подводить черту и переходить к вопросу : " Что делать ? "                                                     

В сложившейся ситуации для всех изучающих иностранный я вижу три варианта действий :

Вариант 1 .
Подождать, пока современная наука найдет место оставшимся 20% элементов паззла и увидит, наконец-то, полную картину того, как работают процессы памяти. Кардинальным образом будет (надеюсь ) перестроена методика изучения иностранных языков, все студенты будут иметь успех. Но есть одно "Но" : совершенно не факт, что случится это при нашей жизни. ((  
"Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе".( Некрасов )

Вариант 2.
Оставить все , как есть. Убедиться ( чем раньше, тем лучше ! ) в том, что школа\вузы желаемого результата не дают и искать более эффективные альтернативы, которые обучают по более успешным методикам ( сарафанное радио нам  в помощь ! ) Вероятность успеха при таком подходе к делу резко возрастает - процентов, эдак, аж до 50.
Но, снова таки, есть одно "Но" . Множество других людей уже прошли этот путь (= доверились разрекламированной альтернативе ), а на финише оказалось, что они ... в той части "фифти" , которым снова не повезло. 
     Продолжать грызть гранит науки со своим учителем\школой ( которые авторитетные и к которым вы попали, конечно же, по рекомендации ), или очередной раз искать замену - вопрос не из легких.

Вариант 3.
Выучить матчасть , которую я изложу в следующих главах статьи. Знание матчасти даст ответы на все принципиальные вопросы и снимет большинство принципиальных проблем на пути к освоению английского. ( Материальную - в том числе ! )

                                                           Глава четвертая

                         Виды памяти по срокам хранения информации.


 В школе я не раз слышал совет от учителей литературы : 
  "Ребята, стихотворение, которое я сегодня задаю выучить, сложное и большое, я буду принимать его на следующей неделе. Не стоит откладывать работу с ним на самый последний день перед сдачей. Чем раньше начнете его учить, тем легче и лучше вы его запомните " 
 Именно так я и делал , эффект был очень сильный от этого приема. В какой-то момент я обнаружил странную закономерность : чем сложнее и больше заданное стихотворение, тем увереннее и легче я воспроизводил его на сдаче. Простенькие стихи я выучивал за один вечер и с небольшим количеством повторов в то время, как  на изучение сложных уходило примерно неделя времени и огромное количество повторов - вся причина была на поверхности. С тех ранних школьных лет я четко понял, что термин "сложных стих" - он очень относительный. Стихов мы учили много , но на данный момент из всех легких я помню только 4 строчки из "Травка зеленеет, солнышко блестит...", плюс пару строчек из "У Лукоморья дуб зеленый" и плюс  чего-то там еще. При этом так называемый "сложный" монолог Чацкого из Грибоедовского "Горе от ума " я до сих пор смогу воспроизвести процентов на 80 : 
  А судьи кто ? За древностию лет к свободной жизни их вражда неотвратима...."

На вечеринках мы часто знакомимся с новыми людьми : "Привет, меня зовут Дима, - Очень приятно, - А это Вася, - Я - Петя...." А затем, спустя полчаса, "Блииин, забыл. Как же его зовут-то ??" Неловкая ситуация.
 Имя Пети  продержалось в памяти меньше получаса, "У лукоморья - дуб зеленый" - год-полтора, монолог Чацкого - всю жизнь. Прогуливаясь по улице, мы каким-то случайно-не совсем-случайным образом обращаем внимание на татуировку на чьем-то плече, на собачку на чьем-то поводке, на цветы на чьем-то подоконнике. Подобная информация хранится в нашей памяти секунды-минуты. Сроки хранения информации сильно отличаются НЕ по причине того, что информация (каким-то образом ) попала в разные отделы памяти ! Память (Долговременная, которая ) - она одна ! И работает она по принципу работы камеры хранения на Киевском вокзале : хочешь, чтобы багаж хранился час - заплати за один час, двое суток - заплати за двое суток. В нашем случае плата - это количество повторов и\или еще кое-что. Кое-что - это интерес\эмоции , которые вызвала полученная информация. ( Если вызвала ! ) Чем сильнее интерес, тем дольше информация сохранится  в памяти ; чем сильнее интерес, тем выше вероятность того, что что-либо из нашей повседневной жизни вызовет из памяти эту запись, и так - много раз. Таким способом информация может закрепиться в нашей памяти на долгие месяцы и годы. Это может быть даже татуировка, которую мы мельком увидели на чьем-то плече, (собачка на чьем-то поводке, цветы на чьем-то подоконнике...) Лично я могу за пару минут вспомнить вспомнить десяток фраз, которые мне пришлось услышать от разных людей в разные периоды жизни ( в том числе - в глубоком детстве )  и которые были произнесены один (!) раз (!)  Одного раза оказалось достаточно, чтобы они прочно закрепились  в моей памяти на десятки лет, причина - зацепили они меня сильно и вызвали сильные эмоции.

   На 20 секунд или на долгие годы - место записи одно - Долговременная память. А если это так, зачем слово "Долговременная " присутствует в ее названии ? Я полагаю, что это есть печальное  следствие того , что современная наука ошибочно определила очень принципиальную паззлинку "Кратковременная память" не на свое место. Ученые не разобрались до конца сами и запутывают всех нас своими терминами, которые с толку сбивают.

  Я в своей работе буду продолжать использовать этот общепринятый термин, дабы не вносить лишнюю чехарду в существующие термины и определения. Не забывайте только о том, что правильно относится к слову "Долговременная" - это не воспринимать это слово в буквальном смысле.

Разберемся теперь с Кратковременной памятью.
Процитирую Википедию, которая утверждает, что в Кратковременной памяти :
"Продолжительность хранения информации (при условии, что нет повторения) около 20 сек" .

Так ли это ?
Каждый день мы имеем множество разговоров - в семье , по работе, с друзьями, прочее. В обычном таком разговоре мы не повторяем каждое слово или предложение по два раза. Это типично, мы исходим из того, что человек прекрасно понимает родную речь и необходимости повторять просто нету. ( Ветер сильно дует в трубку, близость взлетной полосы аэродрома, необходимость сделать акцент на уже озвученной мысли и  прочее - это отдельные случаи). В подобных разговорах звучит много всякой конкретной и точной информации : имена , адреса, всевозможные названия и всевозможные цифры . ( Берем специально информацию конкретную и точную по той причине, что можно легко отследить успех мозга в ее запоминании: зацепилась ли она в памяти или исчезла навсегда . ) Разговоры, конечно, бывают разные, но по моим самым-самым скромным прикидкам, в среднем, в обычном разговоре 90% конкретной и точной информации звучит один разПри всем моем уважении к ученым, их труду и науке в целом, я категорически не могу заставить себя поверить в то, что все эти самые 90% услышанной единожды информации бесследно и навсегда исчезают из памяти человека через... 30 секунд !!! Этот тезис опровергается реальной жизнью - вот почему. Бывает, что о каком-то разговоре я могу вспомнить спустя 2-3 дня. Да, конечно, что-то к тому моменту уже будет стерто из памяти, но половина всего услышанного, скорее всего, останется...
 Какие 30 секунд ?!

Не существует в природе такой вещи, как Кратковременная память !
Идея делить Память человека на Долговременную и Кратковременную не только глупа , но и вредна, потому что сильно путает карты всем желающим докопаться до истины.

                                                        Глава пятая

                         Глубина, на которую предстоит погрузиться в матчасть.


"Языковый Барьер. Окончательное решение вопроса" - так назывался последний цикл постов. Сегодня я дам четкий ответ на вопросы "Что такое есть Языковый барьер по сути" и "Какова причина его  существования" .( Это задача №1). В следующей статье я расскажу, как с ним бороться. ( Задача №2) .Затем будут мои уроки, где мы , собственно и будем этим заниматься. ( Задача №3).

  Того объема матчасти, который я изложу, будет достаточно для решения всех трех поставленных задач. Объем не такой уж и большой, но надо очень хорошо разобраться ( не на уровне правильных и  красивых формулировок, а по сути ) что есть что из ниже перечисленного и как это все работает во взаимосвязи в общей системе координат :

*Долговременная память
*Сознание 
*Оперативная память
*Внимание
*Автоматизм

Это и все , в принципе. Пять позиций, но текста будет много. Во-первых, кое-какие мои утверждения идут вразрез с общепринятыми представлениями. Поэтому мне придется не только формулировать свои мысли , но и немножко доказывать их. Во-вторых, нужна глубина понимания, а для этого мне придется приводить множество примеров и художественных сравнений. Чем больше - тем лучше, настолько хватит моей фантазии.

                                         Глава шестая.

                                   Сознание человека. Общее знакомство.


По сути,  мозг человека - это есть всем известная флэшка памяти, но только объем ее - величина, без преувеличения, космическая.  И отличие номер два : мозг умеет различать информацию, которую мы записываем в память, по ее ценности. Ценная информация записывается более качественно, то есть, храниться дольше И - извлекается из хранилища памяти быстрее и легче. О механизме  работы "функции распознавания" я вскользь прошелся  в Главе  четвертой.

На момент рождения человека его Долговременная память - отнюдь не пустая. На "флэшке памяти"  малыша  уже прописаны целые программы по обеспечению важных жизненных функций - работают системы кровообращения, пищеварения, дыхания и прочие. Малыш кашляет, чихает, зевает , кушает и всякие прочие полезные инстинкты - наглядное подтверждение того, как работают программы. "Флешка памяти"  личинки колорадского жука, которая только что вылупилась из яйца - также не пустая. Важнейшие функции ее жизнедеятельности также обеспечены наличием соответствующих программ. При всем при этом, к большому сожалению ( для колорадских жуков )  далеко не каждый жук может рассчитывать на то, что доживет до глубокой старости. Причина в том, что количество полезных инстинктов, прописанных в долговременной памяти - цифра зафиксированная, в то время, как количество форс-мажорных и прочих сложных обстоятельств, в которых может оказаться каждый отдельных индивид - их намного больше. Именно таким образом большинство колорадов и погибают (в расцвете сил- в том числе) -  оказываются в таких форс-мажорных обстоятельствах, на выход из которых не подсказывает ни один из прописанных инстинктов. Дабы оставаться успешным фауны на планете Земля колорадские жуки обязательно должны вдобавок использовать еще один свой козырь - высокую плодовитость самок (800-1200 яиц ).

  Человеку повезло намного меньше в плане высокой плодовитости, но зато при раздаче карт у него на руках оказался ... ни больше, ни меньше ... козырный туз ! Среди всех прочих врожденных полезных программ человека есть одна, очень уникальная. Ее уникальная ценность состоит в том, что с ее помощью человек может а) создавать и б) записывать в свою Долговременную память другие полезные программы ! В какой-бы среде индивид не оказался, эта программа находит , какой навык\какое умение\ какая информация является ценной в в сложившихся обстоятельствах затем записывает это в виде соответствующей программы . На выходе этого процесса будет приобретение человеком нового навыка\нового умения\нового знания\ценной информации. Имя этой уникальной программы - Сознание человека  ! Функции Сознания не ограничиваются только записью новых программ. Когда, как и какую из уже записанных программ задействовать в своей повседневной жизни - это также работа Сознания. В следующих нескольких главах - максимально подробно об этих функциях. Я их пронумерую - чисто для удобства подачи информации, Порядковый номер ни коим образом не определяет степень важности каждой из них.

                                  Глава седьмая.

 Первые четыре из оснвных функций Сознания человека : Понимание, Оценка, Решение текущих задач и Воспоминания-систематизация.

Функция №1. Понимание.

В статье "Понимание - под увеличительным стеклом." (пост№ 334) я уже вполне внятно и симпатично изложил суть явления. Осталось только добавить несколько штрихов.

В возрасте, примерно, 6-7 месяцев  ребенок начинает активно пополнять свой словарный запас вдобавок к изученным ранее "мама" и "папа". Первыми летят в копилку слова "котик", собачка, машина и прочие. Слово "крокодил" малыш вымолвит года через три, но сейчас, когда ему всего 7-8 месяцев, он уверенно показывает крокодила на рисунке. Картина - маслом, что называется. Довольны все: ребенок, родители и - это также немаловажно - господин Вайс. Обучение языку идет в строгом соответствии с его рекомендацией связывать напрямую слово с соответствующей картинкой, минуя при этом шлейф таких вредных слов-посредников ( мой термин, который я ввел в посте № 334 )! Ребенок растет, скорость запоминания новых слов - также растет. Читал мнение специалистов о том, что в возрасте 1 года малыши способны запомнить 20 ( двадцать! ) новых слов в день... Вот как раз в возрасте 12 месяцев большинство родителей сталкиваются с первым серьезным "Упсс!..."
     
В русском языке есть уникальные в некотором смысле два слова : "Дай !" ( применяется, когда мы берем ) и "На!" ( применяется, когда мы даем ). Эти слова входят в число самых ранних и важных слов ребенка, почти наряду со словами "мама" и "папа". Где-то с примерно с трехмесячного возраста ребенок их постоянно слышит, будучи активным субъектом соответствующих ситуаций. Бери и связывай каждое из них со своим ясным и простым значением ! Важное уточнение : привязывай НЕ к словам, которые я привел в соответствующих скобочках и которые являются словами-посредниками,  а к соответствующей ситуации . Так в реальности все и происходит ! :
 - На мячик ! ( Мячик находится в руке мамы, вытянутой в сторону малыша ).
 - Дай мячик маме ! ( Мама протягивает свою к ребенку, у которого в руках мячик ).
В 5-6 месяцев малыш не просто слышит команды, но  и выполняет их ( главное, чтобы настроение у него было соответствующее !). Рукоплещет радостно господин Вайс - его теория работает !  
     Слова "Дай" и "На" - сравнительно легкие для произношения, дети учатся их выговаривать  сравнительно быстро - к одному году. Вот здесь и настигает нас сюрприз : ребенок будет просить что-то, упорно употребляя слово "На", вместо "Дай" :
- Не "На" , а скажи "Дай" ( поправляем мы. )
- "НА, НА, НА ! "   ( Требовательно вытягивает свою руку малыш\малышка.)

Моя жена, наверное, дала себе установку во что бы то ни стало научить дочку правильно использовать эти слова - не ленилась поправлять и заставлять правильно употреблять почти в каждом отдельном случае. Лингвистические баталии стартовали в возрасте 1 года, победа была одержана в ... один и восемь.  Со старшим сыном была аналогичная ситуация, цифр только не помню.

   А как же тогда  такая милая уху любого родителя статистика о 20-ти новых словах каждый день ???

  Дело в том, что не все слова одинаковые в плане легкости усвоения.
Крокодил, яблоко, дерево, дом, машина... (отнесем приведенные слова к условной первой группе ). Требуются ли какие-либо сопутствующие объяснения, дабы не перепутать "кровать" с "телефоном" ? Каждому слову соответствует определенный яркий образ. Проблема одна - запомнить ! А с ней мозг человека справляется легко ибо он - МонстРРР.
   Но есть и другие слова (условная вторая группа), более абстрактные, визуализация которых затруднена или очень затруднена : уважение , усталость, фантазия, удача, использованный, ошибаться и прочие. Слова "Дай!" и "На!" - не самые сложные из них !  И дело тут даже не в очень маленьком возрасте ребенка. Без объяснения ( = сопровождения шлейфа слов-посредников ) они будут сложнее для усвоения всегда и для всех.

Во время исполнения  номера с мячом шестилетней гимнасткой Надей ее тренер настоятельно  требует выгибать спину. "Так надо.  В художественной гимнастике все элементы должны исполняться красиво ! "Хорошо" - кивает головой Надя. Молодой человек забегает наперед перед бабушкой с тем, чтобы открыть перед ней довольно массивную дверь в магазин и пропускает старушку первой. "Как  элегантно !" - восхищается вслух поступком молодого человека мама Нади. "Угу" - соглашается дочка. Вся семья вечером смотрит какую-то кинокомедию. На экране - сценка, в которой сотрудник офиса забегает наперед перед своим начальником с тем, чтобы открыть тому дверь в кабинет. Открывает и выгибает при этом свою спину. "Как красиво и элегантно !" - комментирует вслух Надя. "Неееет, солнышко " - поправляет ее отец - " Это - подхалимство! "
- Чтоооо ???
Минут пять потребуется папе, чтобы немножко ознакомить ребенка с тонкостями социальных отношений людей на работе. Потребуется много слов-посредников ( целый шлейф таковых ), дабы Надя немножко и по-своему поняла суть. А можно папе сделать и по-другому, то есть делать все строго в соответствии с рекомендацией господина Вайса : ничего (!) не объяснять (дабы ни в коем случае не загружать термин огромным шлейфом слов-посредников !!!). Ребенок в будущем не раз будет сталкиваться с этим термином и каждый раз ей придется немножко анализировать ситуацию, в которой это слово было употреблено и в конечном итоге - выйдет на результат самостоятельно и без  помощи собеседников ( которые также будут четко следовать наставлениям господина Джо).... лет так, через десять-пятнадцать. ( В повседневной жизни  далеко не каждый день нам приходится слышать этот термин. Не думаю, что 10-15 лет является большим преувеличением.)

 Пять минут (!)- это если объяснить.
10-15 лет (!) - если не объяснять.

В начале статьи на примере юной гимнастки Нади я озвучил идею о том, что эффект от помощи квалифицированного тренера  ( = инструкций, советов и наставлений = слов-посредников ) может отличаться в десятки и сотни раз в зависимости от .... сложности исполняемого элемента. На таком сравнительно несложном элементе программы, как красивый подход к снаряду можно и сэкономить на услугах тренера ( в два-три раза больше времени и усилий - и Надя справится с задачей самостоятельно ). На отработку более сложных элементов без помощи тренера уйдет намного больше усилий и времени, чем в 2-3 раза.

К большому счастью, мозг человека работает по принципу, который прямо противоположный тому, что предписывает Джо. Коротко его сформулирую. Весь опыт и все знания ,  накопленные за всю свою жизнь, мы используем в каждый момент этой самой жизни. в том числе - при принятии на баланс новых знаний и нового опыта. Другими словами, привязываем все новые знания - к системе уже имеющихся. ( Ничто последняя фраза не напоминает ? Вернитесь на секунду, пожалуйста , к формулировке термина "понимание" )). Чем больше накоплено опыта и знаний, тем быстрее и эффективнее мы усваиваем новые. Не только лексику, не только грамматику, но и все-все-все ! На первые слова из условной второй группы ( Дай и На ) уходит так много времени ( больше года, в среднем ) только по той причине, что на этот период времени у них еще нет указанных ценных накоплений. К трем годам ( возрасту, когда ребенок научится говорить предложениями ) малыши успевают накопить немалый объем знаний и умений. Один из самых часто задаваемых вопросов - "Почему? " Дети задают его настолько часто, что их в этот период прозвали почемучками.
 
 " Мама, а почему у совы такие большие глаза ?"

Почему ребенок задал вопрос "Почему ? " Вариантов причин - несколько, но самая вероятная из них такая : у ребенка на данный момент уже сложилось представление о том, какие  у птиц глаза в плане размера и пропорции. Новую информацию он воспринимает не отдельно саму по себе, а сопоставляет с уже накопленными знаниями (появляется нормальная реакция - удивление, за которым следует вопрос).  А это уже систематизация, то есть, работа с большим массивом информации. Так как указанный процесс является естественным, нам следует стимулировать и использовать, а не пытаться отменить его. ( В обычной жизни именно так мы и делаем. Всем известные игры-задачки для малышей : "Найди лишнее" , "Разложи предметы в отдельные группы по определенному признаку" и им подобные) . 
Господин Джо ! Вы не можете отменить течение реки, а вот плыть против него - да пожалуйста ! НО - сами !

 Наши "почемучки" задают очень часто вопрос "Почему" не потому, что они сговорились и совсем не потому, что действуют по чьему-то указанию, причина другая и она - фундаментальная. Каждый вопрос "почему?" - это попытка ребенка вписать любую новую информацию, которую он получает, в уже сложившуюся у него в голове систему представлений, опыта и понятий. Это - основной принцип работы процессов памяти, именно благодаря эффективности этого принципа нам удается накапливать и удерживать большое количество информации.    При изучении иностранного языка процессы памяти протекают по описанному принципу. Любое (!) и каждое (!) новое слово, которое мы изучаем,  попадает в цепкие объятия слова-посредника из родного языка. Чем более абстрактное слово, тем эти объятия будут более цепкими и тем выше вероятность, что потребуется целая группа таковых ( фраза, то есть ).

Каждое правило грамматики - вещь абсолютно абстрактная. По сложности  усвоения их можно смело приравнивать к словам второй условной группы.  Каждый отдельный кусочек английской грамматики попадает в объятия слов-посредников максимально цепкие, а количество таковых требуется намного больше (= целое предложение или несколько предложений ).




Функция Сознания №2. Решение текущих задач.

Для решения текущих задач и проблем. Как подняться на 9-й этаж, когда лифт оказался не рабочим (см. выше ) ; успею ли я полить цветы до выхода на работу ; кому позвонить ; что готовить на ужин и т.д. Каждый день мы решаем десятки-сотни подобных мини-задач. Задачи бывают мини- и совсем даже не мини-, но, в любом случае, для нахождения решения любой из них требуется а) извлечь соответствующую информацию из Долговременной памяти и б) поработать с ней.

Функция Сознания №3. Оценка поступающей информации.

В режиме он-лайн  мы получаем информацию из окружающего нас мира ( смотрим по сторонам идя по улице\ слушаем рассказ товарища\читаем прогноз погоды\смотрим фильм и прочее ) и соответствующим образом реагируем на нее : радуемся, огорчаемся, удивляемся и т.д. Любая наша эмоция (и даже отсутствие таковой )  - это есть ни что иное, как результат оценки поступившей информации (= сравниваем ее с соответствующими нашими представлениями , которые находим там же, на стеллажах Долговременной памяти).

Функция Сознания №4.Воспоминания и работа по систематизации информации, которая                                                  хранится в Долговременной памяти.

 Мы предаемся воспоминаниям не только ради того, чтобы посмаковать\посетовать  очередной раз на события и эпизоды из жизни, но и для упорядочения накопленной информации и ее систематизации. Часто результатом  упорядочения  и систематизации есть  выход на новые знания.

                Глава восьмая.

Представление общей системы координат, в которой работают основные субъекты процессов памяти (Долговременная память, Сознание, Оперативная память, внимание , автоматизм ).


Познакомившись с Долговременной памятью и Сознанием, озвученную систему координат  уже можно начинать строить. Фактически, это уже случилось - в декабре месяце далекого 2017 года (пост № 284 ). Уточню сейчас некоторые моменты.
 *   Стеллажи хранилища библиотеки - это есть художественное сравнение Долговременной памяти.
* Книги, хранящиеся на стеллажах - это есть вся информация\навыки\умения, которые мы запомнили\усвоили.
* Столик в читательском зале - это есть наше Сознание.

Художественное сравнение с Библиотекой имеет одно слабое место - размыта граница между понятиями "Сознание" и "Оперативная память". Боюсь, что у многих сложилось впечатление, что это одно и то же. На самом деле, это совсем не так. Посему, говорим "Спасибо" Библиотеке и идем дальше - к очередному художественному сравнению.

Представим семью из 4-х человек, живущих в общежитии. Один раз в неделю у них день стирки. За неделю для стирки собирается энное количество вещей. По причине жуткого дефицита пространства семья смогла позволить себе купить советскую мини-габаритную стиральную машинки типа СМ-1 "Отрада" , максимальная загрузка которой равна  1,5 кг сухого белья . 
    Утро субботы. День стирки. В машинку поместился  ваш свитер, комбинезон сына и двое его колгот. Туда же надо еще впихнуть и штаны мужа. Не тут-то было ! Скромных технических возможностей машинки категорически не хватает, чтобы постирать все из списка за один раз. Приходится принимать простое решение : в первой партии (таковых будет 3 или 4 ) стирать комбинезон ребенка или штаны мужа ?... Или... еще пусть походит недельку ? ( Муж. В штанах .)
   СМ1-"Отрада" работает со стиркой, накопившейся за одну неделю. Наше Сознание работает с информацией, накопившейся в Долговременной памяти за всю жизнь к настоящему моменту.
* СМ1-"Отрада" - это есть наше Сознание.
* Рабочий барабан стиральной машинки - это есть Оперативная память.
* Максимальный объем загрузки барабана (= 1,5 кг ) - это есть объем Оперативной памяти ( =7 условных единиц ).

Видео №1




Если бы...
Если бы объем рабочего барабана СМ1-"Отрада" был , примерно, раза в 50 больше, то ее хозяйке не приходилось бы каждый раз решать дилемму "или-или". Если бы объем Оперативной памяти человека был, примерно, раз в сто тысяч больше, то не существовало бы вообще такого понятия , как "Внимание" !  (Сознание работает с объемом информации, накопившимся не за неделю и не за месяц, а за всю жизнь. Поэтому увеличения объема в 50 раз не решило бы проблему . Дилемма или-или по -прежнему бы возникала, то есть. ) Функция Внимания  - это направление скудных мощностей нашего Сознания на решение той или другой задачи\задач. В каких-то отдельных случаях решение дилеммы или-или дается ооочень тяжело (очень срочно нужно постирать И свитер мужа И комбинезон малыша ), но лучше уж решать подобные дилеммы, чем не заморачиваться таковыми и все 8 килограмм собравшейся за неделю стирки запихнуть одним махом в бедную СМ1-"Отраду". В этом случае все (!) вещи останутся не постиранными, плюс, сама  машинка выйдет из строя. Если бы не существовало функции нашего "Внимания", тонны информации из Долговременной памяти в один момент ( когда бы мы ни активизировали наше Сознание на выполнение любой из четырех названных ранее функций ) заполнили бы как саму емкость Оперативной памяти , так и облепили бы ее снаружи плотным шаром , диаметр которого - несколько километров. Произойдет зависание всей системы, на всю оставшуюся ( недолгую ) жизнь !

Внимание, как функция, - это такой хитрый прием Природы, благодаря которой наше  Сознание, имеющее очень низкий показатель мощности, способно перерабатывать тонны информации, накопленные в Долговременной памяти.

Внимание играет огромную роль в повседневной жизни каждого из нас и при всем при этом оно умудряется оставаться самым закамуфлированным, самым хамелеонистым субъектом процессов памяти. Будем считать, что на данный момент я всего-лишь представил его (Внимание ) публике. Работу Внимания во взаимосвязи с другими субъектами памяти я покажу уже на очередном художественном сравнении - пиратской пещере  (будет после видео. ) А сейчас давно уже назрел ответ на вопрос:

 "( Объем Оперативной памяти равен ) 7 условных единиц. А это сколько ???"

Отвечу, расскажу и покажу. Все наши сознательные движения управляются , естественно, нашим Сознанием. А это уже интересно, так как объем работы по управлению сознательными движениями мы буквально увидим своими глазами.  Все будет честно ! Как со стиральной машинкой "Отрада". Вот наше Сознание, а вот - объем работы, который я предложу нашему ( моему ) Сознанию выполнить.  Бери , сколько хочешь.... и сколько сможешь осилить.

 (НЕ!) Доверяйте тому, что видите ! Проверьте сами, чтобы убедиться !

Видео №2.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Вот теперь очередь дошла рассказать о пиратской пещере  и что там интересного внутри.
Во время эксперимента на предыдущем видео (мое ) Внимание уже пыталось немножко мухлевать и, таким образом, исказить его результаты. В моей теме оно пытается мутить воду уже давно. 25 января 2018 г. я написал статью "Когда в лесу случается пожар", главной ее задачей было доказать, насколько маленьким есть объем Оперативной памяти человека. Там под номером один я привел пример, когда "Менеджер фирмы по установке и эксплуатации холодильного оборудования оказался в Консульстве Гватемалы". Его на тот момент я считал убойным в плане силы доказательства. Математически убойным ! Сейчас я понимаю, что , увы, нет. Не учел я тогда происков нашего Внимания. Представим, если провести аналогичный ( виртуальный ) эксперимент со ста участниками. Наверняка (!) индивидуальные  результаты будут отличаться. Одни сделают 2-3 ошибки в анкете, другие 5-10 ошибок. Обязательно найдутся несколько человек , которые схитрят и процентов 85 своей оперативной памяти направят на заполнение анкеты ( оставшихся  15 % Оперативки будет достаточно, чтобы полу-невпопад отвечать на претензии клиента фирмы. Кто их будет считать, эти "невпопады" ? ) И они сдадут свои анкеты ... без ошибок ! Получается, что, все-таки, можно ?

   К другим примерам из статьи.
Мы делаем много глотков чая\кофе каждый день. Обжигаемся по неосторожности, сделав глоток слишком горячего, примерно один раз в несколько месяцев. Статистика получается такова, что на один неудачный глоток приходится 10 тысяч удачных ! При чем тут тогда мизерность нашей Оперативной памяти ??? Делаем вывод, что ее... всегда хватает ??? Просто-напросто, надо быть в н и м а т е л ь н ы м  и все вопросы и претензии  исключительно к нему ??? (Примеры с окрашенной скамейкой и развязавшимся шнурком на ботинке - абсолютно все аналогично.) Достаточно задавать вопросы, в Видео №4 дам ответ на них.

 Долговременную память я уже сравнивал с библиотекой, но в том художественном сравнении было мало возможностей, чтобы ввести наше Внимание в общую систему координат. Есть потребность в очередном художественном сравнении. 
   Представим огромную ( площадью 5 тыс квадратных метров ) с множеством ходов и ответвлений. Это - наша Долговременная память. В пещере спрятано и припрятано множество драгоценностей ( = книги в библиотеке =накопленные за всю жизнь знания, опыт, информация). Но интерес для любого постороннего человека ( пусть это буду Я ), случайно оказавшемся в ней представляют не только драгоценности. Острые выступы, глубокие провалы, ядовитые змеи - вокруг и всюду, при этом пещера находится глубоко под землей и в ней отсутствует свет абсолютно. Чтобы из нее выбраться ( с драгоценностями или без ) нужен свет. Много света !  Свет - это наше Сознание. Но. Мы же помним о дикой диспропорции в объемах памяти ( Долговременной и Оперативной ) ? Поэтому важно уточнить количество света у меня в руках:  у меня в руках одна маленькая лампочка от карманного фонарика. (Мощность лампочки выраженная в Ваттах - это есть Оперативная память. ) Она горит и свет дает, но только толку от него мало, так как свет расходится ( распыляется ) на все 360 градусов вокруг. Что находится на дне пещеры в полуметре от моей ноги - я уже не вижу. Имеющийся ( дефицитный ) ресурс света надо использовать рационально, а не разбрасывать на все 360 ! Для этого нужен отражатель света, который концентрирует и перенаправляет лучи света в нужном нам направлении. Отражатель света присутствует в каждом карманном фонарике. И не только в карманном, и не только в фонарике. Отражатель света - это есть наше Внимание Раньше, когда лампочки были слабыми по мощности, каждый ( наверное ) фонарик имел функцию изменения фокуса. То есть, широкий фокус направлял свет под широким углом и на большую площадь ( при этом света доставалось меньше на единицу площади ) , или под узким углом ( типа дальнего света. ) Наше Сознание также имеет функцию изменения фокуса. И последняя важная техническая характеристика распределения света с помощью отражателя : каким бы не был выбран фокус, свет внутри освещенной площади распределяется неравномерно, в центре всегда будет максимальная концентрация. 
   Перехожу из языка художественных сравнений на термины и понятия реальной жизни.
   Наше Внимание распределяет\перераспределяет мощности нашего Сознания в трех измерениях.
Дабы во время сильного дождя суметь все 100% мощности своего Сознания направить исключительно на созерцание красивого цветка лотоса ( = не чувствовать холода, и не услышать сильный гром за спиной, и не заметить яркую молнию перед собой ) надо быть, полагаю, йогом 100-го лэвэла. Что касается обычного человека, то фраза "направить все свое внимание на... " означает направить, максимум, 85-90 % мощностей своего Сознания на выполнение какой-либо задачи. Обычному человеку недоступны способности сильных йогов. Но 85-90% - это тоже немало. Во время серьезного экзамена по математике ученик сконцентрирован на решении очередной задачи, ручка его соседа сзади звонко падает на пол и он этого даже не услышал - это и есть работа нашего Внимания по концентрации усилий на одном объекте (первое измерение ).
Достаточно часто в повседневной жизни приходится делать несколько дел сразу (= мощности нашего Сознания распределены на несколько объектов ) - пьем горячий чай+собираем в школу старшего ребенка+варим молочную кашу младшему ( второе измерение ). ( Обычно ) Чаще всего, когда мы занимаемся несколькими делами сразу, каждому в отдельности объекту нашего Внимания (любое занятие я также называю объектом Внимания , а не только какие-либо предметы, которые мы созерцаем ) требуется разное количество того самого внимания. ( Так принято говорить ! На самом деле, мы теперь уже знаем, что за этой фразой стоит. Фраза "больше внимания" означает "больше мощностей Сознания, направленных туда-то" ). Работа нашего Внимания в третьем измерении - это распределение мощности Сознания между нескольким объектами не обязательно строго поровну, а кому сколько надо.
 
Объект Внимания - это все то, что использует ресурсы Оперативной памяти ( привлекает таковые с помощью функции Внимания) .К Объектам Внимания относятся А)  все наши сознательные действия и Б) все предметы, которые мы увидели \ все звуки, которые мы услышали \ все ощущения, которые мы почувствовали.
 
Более наглядно продемонстрировать работу и значимость функции Внимания поможет видео.

Видео №3



Видео №4



В концовке Видео№4 я хотел сформулировать один важный тезис, но я ее откровенно смазал ( как и сам тезис ). Пропишу это в тексте.

   Трехлетний мальчик Глеб при выходе из детского парка будет плакать в случаях, когда ему не удастся покататься и на ослике , и на карусели ( по условию задачи,  строчка №3 таблицы ). Мальчику еще недоступен для понимания термин  "Ресурс". Нам, взрослым, в этом плане намного проще. Математику в школе все проходили и применять знания на практике - также. С самых  младших классов  дети уже составляют свои первые "бухгалтерские балансы" ( "Игра морской бой стоит 300 гривен, а в моей копилке уже есть 200 грн! Осталось  собрать еще 100 !" ) . Все цифры - они перед глазами, строить соответствующий четкий план работы - проблемы не составляет.
   Совсеем другое дело - в повседневной жизни достаточно филигранно и успешно придерживаться баланса использования дефицитных ресурсов Оперативной памяти ! ( Это особенно показательно, потому что мало кто в этом мире имеет более-менее внятное представление как о самой Оперативной памяти, так и о ее размере.) Как это у нас всех получается ? Отвечу так. В жизни мы частенько сталкиваемся с проблемами, решение которых требует специфических знаний ( которых нет) или специфического опыта ( которого нет ). Это  не является веской причиной отступить. Совсем. В подобных случаях мы вызываем свой жизненный опыт вообще, анализируем аналогичный опыт других, восполняем - по возможности - недостающие знания, фантазируем и прочее тому подобное. Далее - обязательно анализируем результаты предыдущих попыток ( более успешных и менее успешных ) и таким образом чаще всего выходим на самые оптимальные решения проблем. Мы же все - Гомо Сапиенсы , поступаем - разумно. То есть, поступаем адекватно такому сильному эпитету , который себе присвоили. ВЕЛИКАЯ СИЛА АДЕКВАТНОСТИ - общее название блока из нескольких видео.

Видео №5 Великая сила адекватности. Часть 1.


Видео №5 Великая сила адекватности. Часть 2.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Взаимодействие оперативной и долговременной памяти.

Урок 2. Фонетика. Правило комфорта и не комфорта гласных букв..