Урок 1. Фонетика. Введение.

Фонетика определяет связь между буквами и их звучанием в словах. Буквы - это то что мы пишем и видим глазам, звуки - это то что мы слышим ушами. В фонетике русского языка все легко и просто, каждая буква звучит одинаково в разных ситуациях. Исключения из правила - редкие и косметические. Англичане в фонетике пошли по другому пути - усложнили ее так, насколько хватило у них на это фантазии.,
  Бывают замки надежные и очень надежные. Те , которые очень надежные, как нам говорят производители, имеют несколько степеней защиты. Англичане сделали со своей фонетикой то же самое , что и производители надежных замков - создали трех(!!!)-уровневую систему "защиты" ее от "взлома".

Уровень первый.
Большинство букв дают разное звучание в зависимости от того, кто из букв-подружек стоит по соседству. Общее количество значимых (!) комбинаций - примерно 50.

Уровень второй.
Многие слова просто-напросто наплевали на какие-либо правила, поэтому пишутся и звучат так как им захотелось.  (По моим суждениям и на вскидку, таковых - 15 % от общего числа.)

Уровень третий.
В английском языке есть два всем известных  понятия    high frequency words (часто употребляемые слова ) и  sight words (слова, которые английские методисты советуют всем детям ,изучающим родной язык, заучивать\распознавать\зазубривать целиком. По той причине, что многие из них наплевали на правила фонетики.) Название двух групп разное но каким-то чудесным образом, если вы посмотрите на списки первых и вторых, то обнаружите, что , по большому счету это .... те же слова. Я веду вот к чему. Когда студент любого возраста приступает к изучению английского, он поначалу сталкивается практически исключительно с high frequency words ( они же - sight words ), а среди указанных товарищей процент "наплевателей" совсем не 15 , а где-то в районе 50 (!).

DO (дУ),
NO (нОУ),
TO  (тУ)
GO  ( гОУ)
SO (сОУ)

 - Какая закономерность ? Как понять ?!  А-а-а-аааа ! Это - НЕ реально ! Ученик берется за голову и понимает, что надо каждое английское слово просто зубрить. Выхода нет.

Выход - есть.
Первые  видео уроки (их будет несколько ) будут посвящены первым азам в фонетике. Делайте домашнее задание к каждому уроку качественно и ответственно - уже через несколько недель станет дышать легче вам и вашим ученикам.

-----------------------------------------------------

Итак, нам предстоит преодолеть все три уровня защиты. Как это сделать ? Опишу ситуацию более понятными терминами.

Животный мир планеты Земля очень разнообразен. Дабы легче было различать, понимать  и запоминать разных животных ученые биологи поделили всю фауну на типы, отряды, классы, семейства, роды и виды. Виды - это последнее звено в приведенной классификации. Количество всех видов животных на Земле - несколько миллионов. Давайте сравним : несколько миллионов вариантов - в животном мире и жалкие (примерно ) 50 различных комбинаций букв в английской фонетике. Почему биологи смогли, а для абсолютного большинства изучающих английский число пятьдесят оказалось неподъемным ? Мой ответ таков: наличие второго и третьего уровней защиты - это не просто слова.

Дабы понять, как со всем этим бороться, предлагаю следующее художественное сравнение.

Специалисты подсчитали , что для свободного использования английского языка достаточно знать 2000-4000 тысяч слов. Возьмем среднее значение, =3000 и представим это число в виде 3000 животных , обитающих на просторах недавно-созданного заповедника. Животные - разных видов, количество представленных видов равно 50 (= количеству комбинаций букв в английской фонетике ).3000 поделим на 50 , равно 60. Число 60  - это средневзвешенное  количество особей каждого вида в нашем заповеднике, реальные же количества особей каждого отдельного вида достаточно сильно отличаются : количество зябликов, допустим, равно 138 в то время как комодских варанов - всего 5. ( = Не все буквосочетания одинаково         распространены: одни фонетические правила будут буквально в десятке английских слов, с которыми студент встретится на протяжении всей своей жизни, другие же покрывают тысячи английских слов и мы с ними сталкиваемся примерно в каждом втором слове. )

 Представьте себя старшим в смене рабочих, ответственных за прикорм животных. В этом деле вы человек новый, опыта аналогичной работы нету никакого. Зато у вас есть служебная инструкция , в которой имеются  фото всех местных видов, подробное их описание и гастрономические предпочтения. Техника соответствующая - также в наличии. Ваша задача состоит в том, чтобы раз в примерно две недели зяблики получали немножко зернышек, зайчики - капусту, вараны - мясо и так далее. Большинство видов живет в стадах, что сильно облегчает работу. Задача, конечно, объемная, но вполне по плечу.

Если бы (!) английская фонетика не имела второй и третьей степени защиты ( = усложненности) она была бы аналогичным образом по плечу любому изучающему ее иностранцу - как и в приведенном примере с животными заповедника. Немножко времени, немножко усилий - и дело сделано. ( Каких-то полсотни буквосочетаний. Всего-то ! С учетом того , что на изучение английского мы выделяем приличное количество времени - годы. )

Второй уровень усложненности  - это когда в нашем заповеднике примерно 15% животных - мутанты. Лягушки с лошадиными копытами, окрасом зебры и гривой льва, а кенгуру - с туловищем улитки.

Третий уровень усложненности - это когда по какой-то причине местом своего обитания мутанты выбрали самое начало заповедника, ближайшее к хоздвору .

Ну а теперь самое время продемонстрировать тот (короткий ) путь к НЕ успеху в английской фонетике, который проходят те студенты, которые по крайней мере пытались с ней подружиться. ( Большинство даже не пытается это делать ).

 Ваш день первый на работе в должности начальника смены по подкорму обитателей заповедника. Загрузили свой вездеход разнообразными вкусностями, в руках - талмуд с фотографиями, описаниями и инструкциями. За целый день ваша бригада накормила аж 16 ( шестнадцать ) особей. 7 оказались мутантами, в инструкциях о них - ни слова. В среднем час ушел на то , чтобы понаблюдать за каждым в отдельности, чтобы увидеть, что они кушают в своей среде обитания и предложить им что-то соответствующее. Талмуд оказался почти бесполезным.Уже к концу дня у него решили вообще не заглядывать, но уже по другой причине. Остальные девять покормленных животных четко соответствовали фотографиям и описаниям своего вида. Проблема в том, что трое из них - только внешне. Белочка категорически отказывалась от орешков и все время копошилась в лесной подстилке. через час только поняли , что она - большой любитель земляных червей. Заяц отказывался от капусты... Талмуд, таки, пригодился , но уже в другом качестве - (увесистого ) средства принуждения. ( Дело было уже к вечеру, нервишки у членов группы были уже далеко не утренней свежести ) Косой отведал предлагаемое угощение - других вариантов ему не предложили. Крокодилу резко поплохело после нескольких съеденных рыбешек. Работникам пришлось вспомнить навыки реаниматолога - откачивали крокодила и зайца. Белочка, заяц и крокодил, как оказалось, также были мутантами, скрытыми под благовидным внешним видом.

День второй прошел , как и день первый, с тем лишь отличием, что умный талмуд решили вообще не брать в рейс. ( Жутко стыдно было за то , что зайца побили ни за что ). На третий день все так же повторилось. Вся смена кормильщиков в полном составе написала рапорты на увольнение.

!!! Совершенно не случайно у англичан существует термин sight words. Не просто термин сам по себе , но и отработана техника работы с ними. Приведу пару примеров как они это делают:

https://www.arcademics.com/games/kitten-hop
http://www.roomrecess.com/mobile/SightWordSmash/play.html

( В игрушке по второй ссылке надо ткнуть пальцем в нужное слово дважды, чтобы задача считалась выполненной )

То есть, англичане решают проблему простейшим и вполне надежным способом. Берут всех мутантов, которые мельтешат перед глазами на первом\ближайшем плане и помещают их в отдельную резервацию, в самой непосредственной близости от своей базы . Дабы всегда были на виду и чтобы легче было с ними работать ( индивидуально с каждым ). Оставшаяся часть работы - это есть не что иное , как решение задачи первого уровня сложности. Задача абсолютно по плечу. Немножко времени, немножко усилий - и дело сделано. ( Каких-то полсотни буквосочетаний. Всего-то ! )

Скажу по секрету. Чтобы почувствовать себя намного комфортнее в фонетике английского языка, совсем не обязательно штурмовать все фонетические правила. Они очень сильно отличаются по ценности. На первых порах полтора десятка самых необходимых будет самое то. Этим и займемся на ближайших нескольких занятиях. Видео запишу и опубликую завтра-послезавтра. А сейчас - Домашняя работа. Выучить алфавит. Это первое, что надо сделать.

https://www.arcademics.com/games/puppy-hop

http://www.literactive.com/Download/live.asp?swf=story_files/Alphabet_Awareness_US.swf
( Обратите внимание. Когда сова светится - это режим решения задачи, когда сова не светится - это режим обучения.)

https://www.turtlediary.com/game/learn-abc.html

https://www.turtlediary.com/game/letter-recognition.html
(Для самых маленьких студентов )

https://www.turtlediary.com/game/what-letter-is-missing.html

https://www.abcya.com/games/kindergarten_alphabet_bingo

(в меню выбирайте пока пункт LETTER NAME = название букв )

https://www.abcya.com/games/talk_to_me_alphabet
( Для самых маленьких, наверное. Выбирайте в правом верху нужную опцию НАЗВАНИЯ букв\ЗВУКИ, которые дают буквы в словах. )

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Взаимодействие оперативной и долговременной памяти.

Урок 2. Фонетика. Правило комфорта и не комфорта гласных букв..