Басня о бабушке из Барнаула.

Ответить #323 : 31 Декабрь 2018


Отдали родители дочку в школу художественной гимнастики, ребенок ходит с желанием, у него хорошо получается. Уже через пару-тройку месяцев появляются первые видимые результаты – получается сделать шпагат, ласточку и складочку. Папа и мама радостны и впечатлены прогрессом. Бабушки из подъезда – в настоящем восторге, «Охи» и «Ахи» - сплошным потоком :

 Кристинкаааа, какая же ты умница !

В художественной гимнастике уровень «Звезда подъезда»  достигается сравнительно быстро и легко.

Останавливаться на достигнутом -  не в планах ни ребенка, ни родителей, конечно же. Успешное участие в соревнованиях –это программа-минимум, а максимум –это чемпионское звание на Олимпийских Играх. Дабы завоевать признание среди профессиональных участников необходимо значительно больше, чем просто освоить новые элементы гимнастики. Выполнять освоенные элементы лучше, еще лучше и еще лучше ( соединяя их в комбинации сложные, сложнее, еще сложнее ) -работа не на месяцы , а на годы. Романтики – все меньше и меньше, кропотливого труда – все больше и больше. Существуют установленные параметры четкости и сложности исполнения, по которым судьи оценивают успех определенным количеством баллов. «Охи-Ахи» бабушек из подъезда здесь не котируются вообще.

Простой (риторический ) вопрос.1  Всегда ли удается тренеру убедить юную спортсменку повторить отдельный элемент или всю программу по пятому-десятому –пятнадцатому кругу лишь по той только причине, что подбородок ( видите-ли ) во время исполнения был поднят не достаточно высоко ? ( Ножка – не достаточно ровно вытянута, улыбка – не достаточно широка и прочее. Как варианты ).Конечно же, не всегда.

Простой ( риторический )вопрос 2. Каждый  ли тренер достаточно мотивирован, чтобы заставлять ученицу выполнять работу, которая самым явным образом ребенку меньше всего по душе ? ( А ведь свое сольфеджио  есть, наверное, в каждом виде деятельности : пацан записался на футбол мяч в ворота закатывать, а его тут заставляют перед каждой тренировкой три круга вокруг поля пробегать и тому подобное. Надеюсь, переносный смысл слова «сольфеджио» известен не только посещавшим музыкалку. )

 Как бы там ни было. Представим, что у нашей Кристинки все хорошо. Год учебы у нее позади а впереди - первые в жизни соревнования .Все установки тренера девочка выполняет вполне успешно. Попытаюсь выразить этот успех конкретной цифрой ( будучи полным НЕспециалистом в этом деле, сори).
Тренер подобрала Кристине программу определенного уровня сложности. В режиме тренировки девочка повторяет ее снова и снова с вполне стабильным результатов: 40 баллов и выше в 8 случаях из 10 .( При том, что на предстоящем соревновании даже с результатом в 36 баллов можно вполне рассчитывать на призовое место.) В Добрый путь !

Соревнование. Тренер глазам своим не верит. Все идет совсем не так. Девочка партачит, где только можно. И где нельзя. Результат – 22 балла, одно из последних мест. На тренировках ведь все было так хорошо ! Вот он случай, когда под подозрение должны попадать психологические причины: стеснение, неуверенность и страх…. Впереди будут новые соревнования, много соревнований, появится опыт участия в них, негативное влияние психологических факторов будет сведено до минимуму. ПОТОМУ ЧТО : девочка успешно справлялась с заданием на тренировке. Это видела как она сама, так  и ее тренер.
...............

К приведенному примеру с Кристинкой я в дальнейшем раскрытии темы вернусь еще не раз. А пока предлагаю  внести ясность с использованием терминологии : где можно и НУЖНО видеть влияние психологических факторов на (негативный ) результат, и в каких случаях совершенно не стоит вешать всех дохлых собак на психологический портрет человека.

ИТАК.

Случай 1.
 Это как раз и есть неудачное выступление Кристины на соревновании. Предлагаю сойтись на цифре 99%. С такой уверенностью можно обвинять психологические факторы в неуспехе ребенка . ( 1% обязательно надо оставить на экзотические случаи , типа переела утром квашенной капусты и тому подобное.)

Случай 2.

Ребенок не имеет особого успеха  на обычных тренировках, он не особо балует результатами в период подготовки к предстоящим соревнованиям. Старается, но результаты совсем не впечатляют. Получает результат на соревновании – 22 балла (на тренировках при подготовке ребенок демонстрировал средний результат равен 25 баллов ) . Что виновато в неуспехе в первую очередь : техническая сторона (= уровень подготовки ) или психологические факторы ? Полагаю, что спорить по этому поводу не придется. Свою немалую роль сыграло  как первое, так и второе. Пусть будет фифти-фифти.

Случай 3.

Вернемся к нашей талантливой и подающей большие надежды Кристине. Представим, что за полтора дня до соревнования девочка сломала руку. (((
Представим , что девочка , тем не менее, пошла выступать - в гипсе. Полученный результат – не будем о грустном. Прабабушка Кристины, которая живет в Барнауле, всегда очень живо интересуется успехами внучки. Звонит родителям узнать результат  ( родители решили не травмировать прабабушку еще и сообщением о сломанной руке ):

- Ну как
- Последнее место, к сожалению…
-КАК ???
Нууу, видать, переволновалась наша девочка… Да и подготовиться можно было лучше…


Обманули ли родители бабушку ? Нет. Формально – нет. Нереально даже представить ситуацию, чтобы ребенок вышел соревноваться с подобной травмой - и без волнения. Волнение - БЫЛО. Ну а фраза «подготовиться можно было лучше» она настолько беспроигрышная , что в любой абсолютно житейской ситуации является очевидной истиной. Приведенный случай – пример того , как можно формально сказать правду , а на самом деле – увести собеседника в противоположную от правды сторону. В итоге объяснение  получилось вполне чинным и правдоподобным – прабабушка из Барнаула осталась в полном неведении о реальной причине провала внучки.

Миллионы украинцев , изучающие\изучавшие английский язык по допотопной «совковой» системе – они и являются прототипами вымышленного персонажа прабабушки из Барнаула. Имеются, правда, два существенных отличия. Очень существенных.

Отличие первое.
Прабабушка живет от места событий на расстоянии тысячи километров, это является (частично ) причиной и оправданием того, что она так никогда и не узнает правды. Наши же соотечественники-студенты являются непосредственными участниками процесса обучения, результат которого провальный. Носятся с этим термином «Языковой барьер», о настоящей же причине не говорит никто. Кондовые дилетанты , потому что. Как сами студенты так и их учители.

Отличие второе.
Прабабушка – далеко. По этой причине   успехи\провалы внучки не особенно влияют на ее жизненный уклад, и она , в свою очередь, мало на них может влиять. Чего не скажешь о наших соотечественниках-студентах. Но они наслушаются рассказов о языковом барьере и – будут продолжать заниматься тем же и так же , наивно рассчитывая на какой-то иной – положительный – результат.

Не против я совершенно этого понятия. Явление это существует.  Это – факт. Называйте его хоть барьером, хоть курьером, хоть карьером, пусть даже эклером. Претензия у меня к нему всего лишь одна , но очень существенная : он уводит студентов в противоположную сторону от понимания настоящей причины их неудач.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Взаимодействие оперативной и долговременной памяти.

Урок 2. Фонетика. Правило комфорта и не комфорта гласных букв..