Понятие осознанного действия.



Ответить #257 : 27 Ноябрь 2017
Я тоже так думаю, но у меня не связывается баба ползущая под потолок и автоматизм))))))))))


Я обещал развеять озвученное сомнение давно. Помню. Как раз в направлении этого действа мы и движемся. Оно уже замелькало где-то в районе линии горизонта. А пока – самое время разобраться с понятием «осознанное действие». ( Это есть не что иное, как антоним к понятию «автоматическое действие». )  Многие – если не все 100% - читатели уверенно могут заявить , что здесь все и так предельно понятно. Охотно верю. Загвоздка в другом. От поверхностного понимания толку мало, ни на какой бутерброд его не намажешь. Нужно копнуть глубже, дабы  за фасадом абстрактного понятия  распознать отдельные существенные моменты. Как раз они-то и  определяют суть понятия, они же впоследствии помогут нам увидеть место осознанных действий в общей системе координат – системе функционирования памяти человека.

 Мы говорим об осознанном действии.
 Тогда при чем здесь память ?
 Правда ?
 То-то же.

Арбуз состоит на 98% из воды. 98% наших мыслительных процессов – это  есть не что иное, как работа памяти, в разных формах и вариациях. Следующий мой пост будет посвящен тематике функционирования долгосрочной  памяти – я вернусь еще к этому тезису. А  пока ограничусь небольшим примером.

Пришло время для очередной моей басенки.

Кстати, о моих баснях. Месяца полтора назад мама моего ученика задала мне вопрос :

Прочитала вашу с историю с Тройным одеколоном. Тот случай действительно имел место в реальной жизни ?
- Ну да, конечно…
- И история с кедровыми орешками тоже, да ?
- УУУпс ! … Мммм… Нет ! Нет, конечно же. В ней  прием утрирования использовался по-максимуму, да и стиль стиль написания…
- Но, по правде говоря, Оочень правдопобно выглядело.
Ок. В дальнейшем повествовании реальные истории будут еще не раз перемешиваться с выдуманными. Дабы лишний раз не смущать читателей, вымышленные истории я буду выделять курсивом. Целиком.

Вчера были шашлыки  до  поздней  ночи. Семья отошла ко сну ближе к трем часам утра – шансов подняться с первыми ( или, хотя-бы, с третьими ) лучами солнца не было  никаких. Недисциплинированные черноморские курортники выперлись на пляж к самому полудню.  Солнце жарило беспощадно, но в воде от него не спрячешься – постаралось холодное\ледяное течение.  10-летний Вовка  откровенно скучал. И  не просто скучал – он был зол. На всех на свете. На жаркое  солнце, холодную воду, на маму, которая, закрывшись от   солнцепека большим и ярким женским журналом – в дополнение к слою солнцезащитного крема, обильно нанесенному на все тело – явно наслаждалась моментом. Не исключено даже, что уснула. Отец спрятался от солнца в кафешке неподалеку.   В компании мужиков. Кафе – с кондиционером. Блуждающий взгляд пацана зацепился за картинку, которая контрастировала на фоне его убитого настроения. Сценка – на расстоянии 6 метров, возле самой воды. Его младшая сестра Оля строила песочный замок. Фактически, уже построила, а сейчас - этап украшения. Она тоже ловила кайф от момента, как и ее мама. Непонятно, откуда и непонятно, почему, но в памяти Вовки в этот самый момент всплыл эпизод трехдневной давности. Оля тогда не поделилась с братом шоколадкой.  А ему так хотелось !  Быстрый анализ  ситуации ( Мама – спит, папа -  тем более не увидит… Память мальчика быстро выдала статистический ряд возможных реакций и решений родителей в подобных конфликтных ситуациях … МЕЛОЧИ ! В сравнении с Джек-потом, который  совсем рядом  ! ) и … мгновенный и 100% результат ! Настроение мальчика с океанской глубины выстрелило в высоко небо.  Вид разрушенного замка (пятка Вовы «случайно» пришлась в самую середину строения  )  отправил настроение девочки ровно в противоположном направлении.

Я нечаааяннооо !

Но  мы-то знаем, что на самом деле – «чаянно», очень даже «чаянно» !
«Чаянно» - осознанно, значит. Действию предшествовал некий мыслительный
процесс\расче
т
,  то есть.

 Оперативная память человека – это есть та площадка, где эти процессы проходят. Информация ( которая «к размышлению» ) поступает сюда из двух источников: А) сенсорной памяти и Б) долговременной памяти. Больше – ниоткуда !

Пример для пункта А.
 Мальчишки играют на лужайке в футбол. Счет упорный 2:2, игра – до 3х голов. Жара. Вратарь команды в синих футболках почувствовал, что очень хочет пить. (Воду всю допили полчаса назад, а до ближайшего колодца – 150 метров  ).  ПОЧУВСТВОВАЛ – это есть четкий и точный индикатор того, что информация из сенсорной памяти попала в оперативную.  (Соответствующие рецепторы подавали, ведь,  сигналы SOS и 3, и 5 , и 10 минут назад, но их никто не замечал. ) Почувствовал = обратил внимание. Только после того, как информация попадает в оперативную память, она приобретает вес аргумента в пользу каких-либо действий\решений : проигнорировать и потерпеть до концовки матча, попросить у товарищей замены , предложить одного из зрителей отправить за водой, предложить сделать перерыв в игре , специально пропустить гол в свои ворота ( на саамый-самый крайний случай, конечно же ).
Возвращаясь к нашему случаю на пляже. В плачевной  судьбе песочного замка не последнюю роль сыграли два серьезных фактора : 1) осознание Вовой того, что ему скучно и 2) жара невыносимая. Оба они «пришли» из сенсорной памяти и оба они получили силу серьезного аргумента в момент обращения на них внимания.

Пример для пункта Б.
 В какой-то момент времени Вове  «пришла в голову мысль» ( разрушить песочный замок ). ТАК мы говорим в подобных случаях.  Идея эта  не могла прийти ниоткуда, она пришла из… долговременной памяти. Имеем не что иное, как попадание определенной информации в оперативную память. Один из моих следующих постов будет посвящен теме функционирования долговременной памяти, а сейчас – коротко.
  История отношений брата и сестры большая и насыщенная множеством событий. В большинстве случаев брат находил в сестре надежного компаньона для поиска интересных занятий и развлечений. Весь этот огромный опыт надежно сохранен в долговременной памяти Вовы. И в этот раз он мог подойти к сестре с каким-нибудь конструктивом – предложением кидать камешками по  водной глади: чей камешек сделает больше отскоков. Но – не  в этот раз. Так бывает, волю случая никто не отменял. Дело в том, что в той же долговременной памяти записан и другой опыт, альтернативный. В конфликтные ситуации дети попадали множество раз. Были победители, были проигравшие, боевые ничьи также не были редкостью. Каждый отдельный конфликт – это море эмоций. ( Круг Пейпеца, помните ? ) В случае поражения – опыт горький, в случае победы – опыт соответствующий. Количество записей в памяти добавлялось. Среди них была и та, которая «упала» в оперативную память Вовы на жарком пляже : мелкие пакости против сестры могут принести море радости и удовлетворения, если их реализовать тонко и с неким изяществом.
Просто подойти и разрушить – это грубо, не интересно и вообще не комильфо. Дабы провернуть дело изящно, пацану пришлось перелопатить и прокрутить в своей голове (= в оперативной памяти ) еще плюс энное количество информации.

Немножко ( промежуточно ) подытожим.

Оперативная память – это такая крооошечная площадка (ее  объем равен 5-9 ***единиц ), именно сюда поступает (из сенсорной памяти и памяти долговременной ) та информация, которая важна и необходима для решения конкретных задач. Здесь же и производится работа с поступившей информацией : взвешиваем, сопоставляем, анализируем , определяем, какую еще инфу необходимо дополнительно получить, принимаем решения.

Осознанные действия – это такие действия , которым предшествовал – в обязательном порядке ! – некий мыслительный процесс : что делать ? как это делать ? зачем это делать ?

Мыслительный процесс – это есть процесс собственно работы с информацией, попавшей в оперативную память (взвешиваем, сопоставляем, анализируем, принимаем решения) + процесс активного поиска новой порции информации , если потребность в получении таковой стала очевидной уже в ходе самого мыслительного процесса.

!!!) Важно отметить. С тем, чтобы помнить всегда . Мыслительный процент поглощает:
 а)определенное количество времени;
б) определенное количество энергии;
в) занимает ГРОМАДНУЮ долю  мощностей оперативной памяти ! Объем которой – напоминаю ! – ОЧЕНЬ ограниченный.

Простенькую задачку на два действия уровня сложности 3-й класс без проблем решат все. Легко и непринужденно. (Условия задачи воспринимаем на слух и один раз, решаем также устно. ) Добавляем третье действие и – картина сильно меняется . Безошибочно решат ее почти все (процентов 95 участников эксперимента ), но для этого придется уже немножко напрячься. Подобная задача , но уже на четыре действия – картина поменяется не просто сильно, а кардинально. Мы уже не говорим о количестве усилий,  не запутаться в расчетах и найти правильный ответ – уже слава Богу. Процент успешно справившихся с заданием упадет где-то в район 60%... Задача на шесть-семь действий – и уже 99,99 % участников эксперимента убедятся в том, что мыслительные процессы проходят не в головном мозгу вообще (объем мощностей которого составляет триллионы триллионов мегабайт ), а в каком-то крошечном его участке, объемов памяти которого не хватает даже для решения простенькой математической задачки уровня третьего класса на шесть действий.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Взаимодействие оперативной и долговременной памяти.

Урок 2. Фонетика. Правило комфорта и не комфорта гласных букв..